Современные подходы к реализации внеаудиторных мероприятий как фактора оптимизации изучения иностранного языка
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-633-647
Аннотация
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием педагогической общественности к использованию внеаудиторных мероприятий в качестве формата и технологического направления лингводидактики. Разнообразные по содержанию, назначению и методике внеклассные мероприятия становятся инструментом всестороннего развития личности. Они не только углубляют и расширяют знания иностранного языка, но и способствуют развитию культурного кругозора, эрудиции, творческой активности обучаемых, оптимизации их коммуникативных навыков, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.
Материалы и методы. В ходе исследования из массива публикаций, посвященных проблематике преподавания иностранного языка, были отобраны работы, отражающие методологические, технологические и методические подходы к организации педагогического процесса в рамках внеаудиторных (внеклассных) занятий. Обобщены результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований, интегрировавших констатирующий и формирующий эксперименты, предполагавших количественный и качественный анализ полученных данных с последующей их статистической обработкой.
Результаты исследования. Анализ литературных источников показал направленность большинства исследований на обоснование зависимости между участием студентов во внеаудиторных мероприятиях, их академическими достижениями и улучшением их социального благополучия, а также конкретизацию направлений совершенствования методики преподавания иностранного языка. Исследователи делают анализ методологических оснований реализации внеаудиторных мероприятий в преподавании иностранного языка, выделяя в качестве приоритетных деятельностный, коммуникативный, проектный, инклюзивный, гуманистический и эклектичный подходы. Педагогами конструируется значимость создания особой образовательной среды, реального или виртуального креативного пространства, стимулирующего межкультурное взаимодействие и преодоление психологических барьеров.
Выводы. Констатирован широкий спектр применяемых современными педагогами методологических подходов, дидактических технологий и форматов внеаудиторных мероприятий. Педагогами выдвинуты методические рекомендации относительно перспектив совершенствования организации внеаудиторных мероприятий как эффективного метода изучения иностранного языка.
Ключевые слова
Об авторах
М. И. ДолженковаРоссия
Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дополнительного образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Т. Г. Бортникова
Россия
Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Tatal Amara M. Learning beyond the classroom: teachers’ perspectives of the extracurricular activities in learning English as a foreign language // Journal of English as a Foreign Language Teaching and Research. 2021. Vol. 1. № 2. P. 21-32. http://doi.org/10.31098/jefltr.v1i2.618
2. Karimova K. Оrganizing extracurricular activities in English language in primary school using project-based Technology // Topical Issues of Language Training in the Globalized World. 2025. № 1. Р. 175-178. http://doi.org/10.24833/2687-0126-2022-4-4-95-99
3. Nemes M. Teaching a second language to learners with mild intellectual disabilities – a Hungarian case study // Original Research Published. 2024. Vol. 9. 16 December. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1450095, https://elibrary.ru/qjcigq
4. Arifi Q. Humanistic Approach in Teaching Foreign Language (from the Teacher Perspective) // European Scientific Journal. 2017. Vol. 13. № 35. Р. 194-205. https://doi.org/10.19044/esj.2017.v13n35p194
5. Extracurricular Activities: Life Outside the Classroom. http://www.asvabprogram.com/media-centerarticle/56
6. Mwanza D.S. The eclectic approach to language teaching: its conceptialisation and misconceptions // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). 2017. Vol. 4. Issue 2. P. 53-67. https://doi.org/10.20431/2349-0381.0402006
7. Schurz A., Coumel M., Hüttner Ju. Accuracy and fluency teaching and the role of extramural English: a tale of three countries // Languages. 2022. Vol. 7. № 1. Art. 35. https://doi.org/10.3390/languages7010035, https://elibrary.ru/cnhede
8. Osborne C., Zhang Q. The impact of extracurricular activities on beginner Chinese as a foreign language learners in the formal classroom // TEANGA: The Journal of the Irish Association for Applied Linguistics. 2023. № 30 (1). Р. 201-233.
9. Галимзянова И.И. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков // Записки горного института: Гуманитарные проблемы современности: язык, общество, культура. 2008. Т. 175. С. 236-237. https://elibrary.ru/lhpuzl
10. Shuchi B., Ferdous J., Hasan F. The impact of extracurricular activities on learner’s achievement in EFL: a study at Daffodil International University // Open Journal of Educational Research. 2024. Vol. 4. № 6. Р. 310-322. https://doi.org/10.31586/ojer.2024.1086, https://elibrary.ru/xoqzya
11. Саитова Н.А. Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S1. С. 36-40. https://elibrary.ru/rvnccj
12. Albayrak H., Şener T. The relationship between participation in extracurricular activities and motivation of foreign language learning // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2021. Vol. 8. № 2. Р. 122-132. https://doi.org/10.52380/ijpes.2021.8.2.390, https://elibrary.ru/llpsqh
13. Karimiva K., Rasulova S. The efficiency of extracurricular activities in school language learning // Western European Journal of Modern Experiments and Scientific Methods. 2024. Vol. 2. Issue 6. Р. 60-65.
14. Ornelas B. English Learners Outside the Classroom: The Effects of Participating in Extracurricular Activities: Masters Culminating Experience. San Marcos: California State University, 2022. 63 р.
15. Maguire A. Extracurriculars to consider if you plan to study foreign languages // Clubs and Organizations, Extracurricular Activities. 2019. August 3. http://blog.collegevine.com/extracurriculars-to-consider-if-youplan-to-study-foreign-languages/#skip-to-main
16. Andrei L. The importance of extra-curricular activities // Academia Fortelor Terestre “Nicolae Balcescu”. https://www.armyacademy.ro/biblioteca/anuare/2004/a27
17. Kuimova M.V., Uzunboylu H., Startseva D.A., Devyatova K.P. Advantages of extracurricular drama activities in foreign language teaching // International Scientific Researches Journal. 2016. Vol. 72. № 6. Р. 52-56. https://doi.org/10.21506/j.ponte.2016.6.4, https://elibrary.ru/wvbijx
18. Seidikenova A., Rakhimova Yu., Abdeljalil A., Balkhimbekova P., Nurpeissova A., Vatutina Zh. Extracurricular tandem as a powerful tool for enhancing intercultural communicative competence // Forum for Linguistic Studies. 2024. Vol. 6. Issue 6. Р. 662-667. https://doi.org/10.30564/fls.v6i6.7490, https://elibrary.ru/xajllj
19. Darici N. Suggestopedia: an effective way to teach and learn a foreign language // ScienceRise. 2022. № 3. Р. 67-72. http://doi.org/10.21303/2313-8416.2022.002565, https://elibrary.ru/eytzxj
20. Ndikumana B., Mugiraneza F. Effects of extra-curricular activities on english language skills in lower secondary learners’ rwanda, a case kicukiro district // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR). 2024. Vol. 11. Issue 2. Р. 493-500.
Рецензия
Для цитирования:
Долженкова М.И., Бортникова Т.Г. Современные подходы к реализации внеаудиторных мероприятий как фактора оптимизации изучения иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(3):633-647. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-633-647
For citation:
Dolzhenkova M.I., Bortnikova T.G. Modern approaches to the implementation of extracurricular activities as a factor in optimizing the study of a foreign language. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(3):633-647. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-633-647