К проблеме комплексной оценки результативности занятий фигурным катанием для детей с расстройствами аутистического спектра
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-944-954
Аннотация
Актуальность. Социализация детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) предполагает разнообразие педагогических подходов к решению существующих проблем, а физическая активность детей с РАС является одним из инструментов абилитации. Сложнокоординационные виды спорта, например, адаптивное фигурное катание, способны положительно влиять на основные дефициты при РАС. В данном исследовании на примере занятий адаптивным фигурным катанием детей с РАС в адаптивной секции фигурного катания «Хрустальные пазлы» рассматривается позитивное влияние этого вида спорта на коррекцию основных дефицитов при РАС. Это требует комплексного подхода к оценке результативности занятий. Цель исследования – установление зоны влияния занятий фигурным катанием на развитие и социализацию детей с РАС, поиск инструментов для интеграции детей с РАС в общество людей без особенностей посредством фигурного катания.
Материалы и методы. Теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, наблюдение, тестирование, анкетирование родителей, оценка темпа прироста основных показателей физической подготовленности воспитанников по формуле В.И. Усакова, формула расчета средних арифметических показателей.
Результаты исследования. Результаты комплексной диагностики занятий фигурным катанием в адаптивной секции фигурного катания «Хрустальные пазлы» могут послужить ориентиром в развитии физической активности детей с ментальными нарушениями и поиске их зоны успеха.
Выводы. У воспитанников секции «Хрустальные пазлы» наблюдается достоверный прирост показателей не только в физическом развитии, в частности, развитии координации и баланса (23 %), но и в социальном взаимодействии. Двигательная активность на коньках развивает концентрацию внимания ребенка с ментальными особенностями, а междисциплинарный подход в тренировочном процессе активирует прогресс в коммуникации, социальной интеграции.
Об авторах
Л. Н. ВолошинаРоссия
Волошина Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Scopus Author ID: 56862102400
ResearcherID: 5541-2019-А5541
Д. А. Косалапова
Россия
Косалапова Дарья Анатольевна, научный сотрудник кафедры теории и методики физической культуры
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
ResearcherID: OIR-8854-2025
Список литературы
1. Волкмар Ф., Вайзнер Л. Аутизм: Комплексное руководство для родителей и специалистов помогающих профессий. Екатеринбург, 2025. 552 с.
2. Bhat N., Landa R.J., Galloway J.C. Current perspectives on motor functioning in infants, children, and adults with autism spectrum disorders // Physical Therapy. № 7. 2011. P. 1116-1129. https://doi.org/10.2522/ptj.20100294
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва: Теревинф, 2009. 288 с. https://elibrary.ru/qwxwnd
4. Каган В.Е. Аутизм у детей. Москва, 1981. 208 с. https://elibrary.ru/vovkxz
5. Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Панасенко К.Е., Шинкарева Л.В. Оценка двигательного развития детей с расстройствами аутистического спектра // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2023. Т. 8. № 1. С. 77-82. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-18111, https://elibrary.ru/hwtlmp
6. Ferreira P., Ghiarone T., Junior C.R.C. et al. Effects of physical exercise on the stereotyped behavior of children with autism spectrum disorders // Medicina (Kaunas). 2019. № 55 (10). P. 685. https://doi.org/10.3390/medicina55100685
7. Tse A.C.Y., Liu V.H. L., Lee P.H. Investigating the matching relationship between physical exercise and stereotypic behavior in children with autism // Medicine and science in sports and exercise. 2020. Vol. 53. № 4. P. 770-775. https://doi.org/10.1249/mss.0000000000002525, https://elibrary.ru/dofgrg
8. Bremer E., Crozier M., Lloyd M. A systematic review of the behavioral outcomes following exercise interventions for children and youth with autism spectrum disorder // Autism. 2016. № 20. P. 899-915. https://doi.org/10.1177/1362361315616002
9. Djordjević M., Memisevic H., Potic S., Djuric U. Exercise-based interventions aimed at improving balance in children with autism spectrum disorder: a meta-analysis // Percept Mot Skills. 2022. № 129 (1). P. 90-119. https://doi.org/10.1177/00315125211060231, https://elibrary.ru/cfcgjb
10. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // The Nervous Child. 1943. № 2 (3). P. 217-250.
11. Riis K., Samulski B., Neely K.A., Laverdure P. Physical activity for anxiety for autistic people: A systematic review // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2024. Vol. 55. P. 2663-2679. https://doi.org/10.1007/s10803-024-06356-9, https://elibrary.ru/zdyfiy
12. Semple R.J. Review: Yoga and mindfulness for youth with autism spectrum disorder: Review of the current evidence // Child Adolesc Ment Health. 2019. P. 12-18. https://doi.org/10.1111/camh.12295
13. Косалапова Д.А. Фигурное катание как инструмент социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра // Физкультурно-спортивные чтения Республики Саха (Якутия) – 2024: материалы Всерос. науч.-практ. конф., в рамках юбилейного мероприятия, посвящ. 75-летию основания кафедры Физического воспитания и памяти проф. Н.К. Шамаева и В.П. Кочнева. Чебоксары: Среда, 2024. С. 262-265. https://elibrary.ru/axwpzk
14. Айрес Э.Дж., Роббинс Д. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития. Москва: Теревинф, 2009. 268 с. https://elibrary.ru/qxxsfj
15. Linkenauger S.A., Lerner M.D., Ramenzoni V.C., Proffitt D.R. A perceptual-motor deficit predicts social and communicative impairments in individuals with autism spectrum disorders // Autism Research. 2012. № 5. P. 352-362. https://doi.org/10.1002/aur.1248
16. Teixeira B.M., Carvalho F.T. de, Vieira J.R.L. Avaliação do perfil motor em crianças de Teresina – PI com Transtorno do Espectro Autista (TEA) // Revista Educação Especial. 2019. № 32 (1). P. 1-19. https://doi.org/10.5902/1984686X33648
17. Huseyin О. The impact of sport activities on basic motor skills of children with autism // Pedagogics psychology medical-biological problems of physical training and sports. 2019. № 3. P. 138-144. https://doi.org/10.15561/18189172.2019.0305, https://elibrary.ru/vegaqy
18. Grosprêtre S., Ruffino C., Derguy C., Gueugneau N. Sport and autism: What do we know so far? A review // Sports medicine – Open. 2024. № 10 (107). https://doi.org/10.1186/s40798-024-00765-x
19. Витензон А.С., Петрушанская К.А., Спивак Б.Г. Особенности биомеханической структуры ходьбы у здоровых детей разного возраста // Российский журнал биомеханики. 2013. Т. 17. № 1 (59). С. 78-93. https://elibrary.ru/pyhdpz
20. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва, 2009. 446 с. https://elibrary.ru/qxwjtz
21. Шакирова А.В. Аутизм и спорт. Методика обучения фигурному катанию на коньках как средство абилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Москва, 2019. 112 с. https://elibrary.ru/iohyft
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Волошина Л.Н., Косалапова Д.А. К проблеме комплексной оценки результативности занятий фигурным катанием для детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(4):944-954. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-944-954
For citation:
Voloshina L.N., Kosalapova D.A. To the issue of the comprehensive assessment of the skating classes' effectiveness for children with autism spectrum disorders. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(4):944-954. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-944-954










