Трансформация профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1347-1364
Аннотация
Актуальность. Активная цифровизация экономики приводит к трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Процесс обостряется с развитием новых форм их интернет-социализации и требует педагогического управления. С целью построения адекватных педагогических технологий необходимо выявить наиболее чувствительные компоненты и критерии трансформации профессионально-ценностных ориентаций студентов. Новизна исследования заключена в том, что (на примере студентов-информатиков) впервые представлены изменяющиеся профессиональные потребности, отраженные в результатах комплексного анализа общения на популярных форумах в сфере IT; на сайтах профессионального общения и крупных IT-компаний; общения на телеграм-каналах сотрудников мировых лидеров IT-индустрии. Обосновано, что выявленные потребности способствуют формированию профессионального интереса и включенности в профессионально-ориентированную практику. В качестве доказательства приведены результаты социального опроса студентов-информатиков по использованию их профессионального общения в Интернете для реальной работы. Для сбора данных, необходимых для проведения исследования, использованы количественные методы сбора информации: анализ документов, опрос, анкетирование. Впервые представлена логика формирования появляющихся профессионально-ценностных ориентаций в контексте интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий. На основе выявленных ценностных ориентаций обоснованы соответствующие критерии оценки трансформации профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы ценностных ориентаций в указанном контексте.
Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms. В качестве экспериментальной базы для проведения пилотажного исследования выступили студенты 1–4 курсов вузов Тамбова и Москвы в количестве 507 человек в возрасте от 17 до 23 лет.
Результаты исследования. Выявлены и обоснованы критерии оценки трансформации системы профессионально-ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации и неустойчивости профессий: сформированность ценностей – отношений с профессиональным интернет-сообществом; сформированность ценностей – знаний цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач; сформированность ценностей – целей достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий; сформированность ценности – результата интернет-социализации в профессиональной среде, удовлетворенности в достижении своих профессиональных потребностей; сформированность ценности – качества быстрой профессиональной самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды; сформированность ценности – умения применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии.
Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что наиболее чувствительными компонентами трансформации ценностных ориентаций могут быть ценности – отношения с профессиональным интернет-сообществом, а также ценности – качества, характеризующиеся быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды.
Об авторах
М. С. ЧвановаРоссия
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий
109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73
И. А. Киселева
Россия
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Печерская А.А. Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 148-154. https://elibrary.ru/wmfgzt
2. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. Новокузнецк: Кузбас. ин-т фед. службы исполнения наказаний, 2019. 174 с. https://elibrary.ru/atwwps
3. Бубнова С.С. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. М.: Знания, 1995.
4. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Ленинград: Ленингр. Дом науч.-техн. пропаганды, 1990. 28 с.
5. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.
6. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2 (10). С. 120-134. https://elibrary.ru/owqreb
7. Сенин И.Г. Разработка модифицированной версии «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика. 1998. № 4 (1). С. 287-288.
8. Манченко Л.А. Культура в эпоху Интернета: изменение ценностных ориентаций // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2. № 9. С. 254-255. https://elibrary.ru/taqaoz
9. Сейедтахер Г.А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи (на материалах вузов Исламской Республики Иран): автореф. дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 2019. 24 с. https://elibrary.ru/zoqycx
10. Lindh K., Korhonen V. Youth Values and Value Changes from Cultural and Transnational Perspectives. Cross-cultural Lifelong Learning. Tampere: Tampere University Press, 2010. P. 135-166.
11. Trasorras R., Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services. Marketing Intelligence & Planning. 2009. Vol. 27. Issue 5. P. 615-632. http://dx.doi.org/10.1108/02634500910977854
12. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2009. 18 с.
13. Chvanova M.S., Khramova M.V., Pitsik E.N. Investigation of Internet influence on users social needs. Proceedings of the 2017 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”. St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2017. P. 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085908, https://elibrary.ru/zvywll
14. Чванова М.С. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf
15. Chvanova M.S., Shlenov Y.V., Molchanov A.A. The impact of internet socialization on changing the professional and value orientations of young people. Proceedings of the 2020 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”. Yaroslavl, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2020. P. 448-452. https://doi.org/10.1109/ITQMIS51053.2020.9322851, https://elibrary.ru/jnttkt
16. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39-47.
17. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7. С. 141-166. https://elibrary.ru/wvjleh
Рецензия
Для цитирования:
Чванова М.С., Киселева И.А. Трансформация профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации и неустойчивости будущего мира профессий. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1347-1364. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1347-1364
For citation:
Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Transformation of students’ professional value orientations in the context of Internet socialisation and the unstable future world of professions. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1347-1364. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1347-1364