Формирование коммуникативной компетенции в обучении языку будущей профессии
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-173-179
Аннотация
Рассмотрена методика преподавания профессиональной коммуникации в сфере медицины на уроках русского языка как иностранного. Представлены этапы работы с профессионально направленным материалом в аспекте речевой компетенции. Дано описание аудирования как продуктивной формы обучения языку с позиции восприятия и понимания профессиональной терминологии. Кроме того, приведены примеры заданий для всех видов предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы по аудированию. Дана обобщенная характеристика обучения диалогической и монологической речи на материале профессиональной медицинской номенклатуры. Выделены наиболее продуктивные виды заданий, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций будущих врачей. Сформулирован вывод, что задания по развитию речи у иностранных студентов должны способствовать эффективной умственной деятельности; активизации языковой догадки; обогащению пассивного и активного словаря; прогнозированию назывательной способности текста и текстовых единиц, ключевым понятиям слова и основного содержания; формированию умения извлекать из текста главную информацию, самостоятельно оценивать прочитанное, а также повышать лексико-грамматические компетенции студентов. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, учителям русского языка как неродного в средней школе.
Об авторах
Е. М. МилосердоваРоссия
Милосердова Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. Г. Серебренникова
Россия
Серебренникова Надежда Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Зиновьева Е.М. Особенности преподавания медицинской терминологии на уроках русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 180. С. 99-105. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-99-105
2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта; Наука, 2009. 480 с.
3. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011.
4. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: Изд-во РУДН, 2007. 185 с.
5. Щукин Ю.В., Дьячков В.А., Рябов А.Е., Германов А.В. Пропедевтика внутренних болезней. Самара: ООО «Типография», 2010. 336 с.
6. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Пропедевтика внутренних болезней. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 838 с.
7. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
8. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. М.: АСТ-Москва: Восток – Запад, 2008. 253 с.
9. Комарова Ю.А., Мирзалиева Д.Р. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов // Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. 384 с.
10. Шишкина И.В., Пахоменко Е.П. Методы и приемы работы с текстом на уроке иностранного языка. URL: http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Philologia/58359.doc.htm (дата обращения: 01.08.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Милосердова Е.М., Серебренникова Н.Г. Формирование коммуникативной компетенции в обучении языку будущей профессии. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):173-179. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-173-179
For citation:
Miloserdova E.M., Serebrennikova N.G. Development of communicative competence in language teaching of a future profession. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):173-179. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-173-179