Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Исследование поверхностных и глубинных структур научных статей русскоязычных авторов на основе лингвокультурного подхода

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-869-879

Аннотация

Актуальность. Курсы академического письма, традиционно основывающиеся на концепции English for Academic Purposes, все чаще подвергаются критике со стороны исследователей и преподавателей одноименной дисциплины. Обучение студентов созданию соответствующих всем правилам поверхностных структур научной статьи представляется на практике не совсем достаточным, необходимо также разработать дидактические инструменты по созданию адекватных глубинных структур текста, которые лежат в области лингвокультурных смыслов и связаны с интеллектуальным стилем представителей определенной национальной культуры и снабдить ими обучающихся. Целью исследования является: а) обоснование идеи о «культуроемкости» академического текста; б) выделение параметров текста, в области которых выражены национально-культурные смыслы; в) анализ лингвокультурных особенностей научных статей, написанных русскоязычными авторами на русском языке, на основе данных параметров; г) определение специфики интеллектуального стиля русскоязычных исследователей.

Материалы и методы. Был проведен дискурс-анализ 139 научных статей из области лингвистики и теории и методики обучения, написанных русскоязычными авторами на русском языке.

Результаты исследования. Был составлен усредненный портрет русскоязычного исследователя и описаны черты его интеллектуального стиля.

Выводы. Выявлено, что: а) лингвокультурным потенциалом обладают не только художественные тексты, но и тексты других функциональных стилей, в том числе научные статьи; б) культура и текст научной статьи имеют общие черты; в) интеллектуальный стиль русскоязычных исследователей тяготеет к тевтонскому, а способ мышления – к «холистическому, диалектическому».

Об авторе

Е. Е. Плохих
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Плохих Елена Евгеньевна, преподаватель кафедры теории преподавания иностранных языков

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1 



Список литературы

1. Плохих Е.Е. «Культуроемкость» академического текста: к вопросу о развитии культуры письменной академической речи // Учитель. Ученик. Учебник (в контексте глобальных вызовов современности): сб. науч. тр. 10 Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Г.Г. Молчановой. М.: Университетская книга, 2022. С. 325-330. https://elibrary.ru/qgvlwm

2. Плохих Е.Е. Лингводидактическая ценность понятия интеллектуальный стиль для развития умений академической письменной речи в педагогическом вузе // Иностранные языки в школе. 2021. № 11. С. 67-73. https://elibrary.ru/rkwuzd

3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта, 2009. 520 с. https://elibrary.ru/utyecp

4. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 76-81. https://elibrary.ru/pilggx

5. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с. https://elibrary.ru/cvzqxf

6. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с. https://elibrary.ru/ukcoej

7. Galtung J. Struktur, Kultur und intellektueller Stil. Ein vergleichender Essay über sachsonische, teutonische, gallische und nipponische Wissenschaft. München: Iudicum, 1985. S. 151-193.

8. Nisbett R. The Geography of Thought: How Asians and Westerners Think Differently … and Why. N. Y.: The Free Press, 2003. 288 p.

9. Hall E. The Silent Language. N. Y.: Doubleday, 1959. 196 p.

10. Hall E. Beyond Culture. N. Y.: Doubleday, 1976. 298 p.

11. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd ed. McGrawHill, 2010. 561 p.

12. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование. М.: Флинта, 2008. 280 с. https://elibrary.ru/suqscf

13. Ефимова Г.Л. Письменный аргументированный текст через призму национально-культурных факторов // Языки в современном мире: материалы 5 Междунар. конф.: в 2 ч. / отв. ред. М.К. Гуманова. М.: Кн. дом Университет, 2006. Ч. 1. С. 250-256.

14. Заботкина В.И. Междисциплинарный дискурс и знание // Lateum-2015. Research and Practice in Multidisciplinary Discourse: материалы 12 Междунар. конф. Лингвистической ассоциации преподавателей англ. языка МГУ им. М.В. Ломоносова / отв. ред. О.В. Александрова. М.: Университетская книга, 2015. С. 24-31. https://elibrary.ru/xeypan


Рецензия

Для цитирования:


Плохих Е.Е. Исследование поверхностных и глубинных структур научных статей русскоязычных авторов на основе лингвокультурного подхода. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):869-879. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-869-879

For citation:


Plokhikh E.Е. The research of the surface and deep scientific articles structures by Russian-speaking authors based on the linguocultural approach. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):869-879. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-869-879

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)