Модель профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-267-275
Аннотация
Актуальность. Ослабление воспитательно-социализирующего потенциала семьи и школы, нарушение механизмов социального контроля в обществе, влияние неконтролируемых информационных потоков приводят к снижению духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения и проявлению безнравственности, вседозволенности, насилия и агрессии. Все это способствует росту числа детей из группы риска и появлению такого явления, как «буллинг».
Цель исследования – разработка процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации, которая позволит нивелировать возникающие негативные последствия, проявляющиеся в тяжелых психологических травмах и дисгармонии целостного развития младших школьников.
Методы исследования. На основе анализа научной литературы, подходов и концепций по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы, а также моделирования выявлены факторы проявления буллинга среди школьников и дана их характеристика; разработана модель профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условия для ее реализации.
Результаты исследования. Сконструирована процессная модель профилактики буллинга среди младших школьников и обоснованы этапы ее реализации в воспитательной среде общеобразовательной организации. Выводы. Профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста должна опираться на разработанную модель и комплекс мер предупреждения возникновения насилия в школьном коллективе с позиции целенаправленной организации конструктивных межличностных отношений и продуктивного осуществления совместной деятельности обучающихся в воспитательной среде общеобразовательной организации.
Об авторе
Д. Р. БаталовРоссия
Баталов Дмитрий Рамильевич - аспирант, Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств.
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 44-53. https://elibrary.ru/skedrr
2. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Изд-во «Лаборатория знаний», 2013. 222 с. https://elibrary.ru/sumlip
3. Григорьева Е.И., Негин В.В., Солнцев М.Н. Профилактика девиантного поведения участников контркультурных подростковых объединений экстремистской направленности в условиях досуга // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. Т.В. Рябова, В.А. Кавера. СПб., 2019. С. 274-278. https://elibrary.ru/zcaxal
4. Григорьева Е.И. Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11 (115). С. 185-188. https://elibrary.ru/piktll
5. Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. Ст. 192. https://elibrary.ru/ylkknb
6. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 447 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006734842
7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999. 224 с. URL: https://www.studmed.ru/view/abulhanova-ka-psihologiya-i-soznanie-lichnosti_1b693e5ad86.html (дата обращения: 09.01.2023).
8. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. М., 2006. 389 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002902945
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
10. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Сохраним то, что есть в детях. М.: Карапуз, 2011. 352 с. URL: https://thebooks.su/book/251361-sohranim-to-chto-est-v-detyah.html (дата обращения: 09.01.2023).
11. Рожков М.И. Как сформировать способность преодолевать трудности? // Народное образование. 2015. № 7 (1450). С. 197-200. https://elibrary.ru/vhxdhn
Рецензия
Для цитирования:
Баталов Д.Р. Модель профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):267-275. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-267-275
For citation:
Batalov D.R. Model of bullying prevention among younger schoolchildren in educational environment of general education organization. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):267-275. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-267-275