Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
Аннотация
Актуальность. Отражено место детского чтения в пространственно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения как функционально значимого для интеллектуального развития ребенка. Поставлена проблема отсутствия книжного фонда в детском саду, созданного по законам науки. Цель исследования – разработать концепцию формирования библиотеки детских книг в дошкольном образовательном учреждении.
Материалы и методы. Раскрыты теоретические основания формирования библиотечки для детей в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены историко-литературные, книговедческие и культурологические принципы отбора и группировки детских книг и произведений для младших, средних и старших возрастных групп юных слушателей. Охарактеризованы книги картинного, игрового, деятельностного типа и классический вид книжного издания для детей. Предложены алгоритмы метода рассматривания детской книги, организации слушания, игры, творческих заданий.
Результаты исследования. Сформулированы психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий и возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия, тематического богатства и жанрового разнообразия. Отражены методические аспекты общения ребенка с книгой и журналом. Выявлена динамика мотивов обращения к детской литературе дошкольников от года-двух лет до начала школьного обучения. Подведены итоги научно-педагогических утверждений автора о качественной библиотечке детского чтения в дошкольном образовательном учреждении.
Выводы. Выражена концепция комплексного научного подхода к формированию библиотечек в детских садах и отражен опыт данной деятельности, неоднократно нами апробированный. В качестве наглядного обобщения дан рисунок концептуальной модели. Данная модель может быть использована для формирования круга чтения младших школьников.
Об авторе
Г. М. ПервоваРоссия
Первова Галина Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Просвещение, 1978. 399 с.
2. Хрестоматия для маленьких и постарше / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Знание, 1996. 382 с.
3. Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. 255 с.
4. Путилова Е.О. Золотых ступенек ряд: книга о детстве и книги детства. СПб.: Дом детской книги, 2015. 310 с.
5. Первова Г.М. Формирование библиотечки детского сада // Практика управления ДОУ. 2015. № 1. С. 28-37.
6. Первова Г.М. Литературное образование дошкольников. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 104 с.
7. Гриценко З.А. Детская литература. М.: Академия, 2007. 312 с.
8. Первова Г.М. Детская литература. М.: Инфра-М, 2023. 190 с.
9. Первова Г.М. Классики русской литературы в детском чтении. М.: Инфра-М, 2023. 205 с.
10. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1996. 127 с.
11. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. СПб., 2000. 511 с.
12. Растим читателя: Программы литературного развития детей 3–9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015. 250 с.
13. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 40 с.
Рецензия
Для цитирования:
Первова Г.М. Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(3):538-547. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
For citation:
Pervova G.M. Library of children’s reading conceptual modeling by teachers. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(3):538-547. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547