Преподавание русского языка как иностранного в Республике Экваториальная Гвинея: задачи и предпосылки
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1501-1512
Аннотация
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема обучения жителей Республики Экваториальная Гвинея русскому как иностранному. Были рассмотрены предпосылки для изучения русского языка как иностранного жителями Экваториальной Гвинеи; подвергнуты анализу перспективы создания Российской Федерацией условий для сотрудничества с данным государством и обучения его граждан русскому языку; описаны особенности современной языковой политики Экваториальной Гвинеи.
Материалы и методы. Результаты анкетирования, проведенного среди студентов из ряда стран Африки, обучающихся в настоящее время на подготовительном отделении Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, позволили выявить особенности восприятия России и русского языка молодыми жителями современной Африки.
Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с искаженным восприятием русского человека африканским сознанием, и предложены рекомендации по работе с обучающимися из Республики Экваториальная Гвинея. Исследование показало, что современные жители стран Африки, даже намеревающиеся получить в Российской Федерации высшее образование, не обнаруживают систематических знаний о России и ее культуре и практически не имеют возможности изучать русский язык на родине, однако, в целом, их отношение к нашей стране можно охарактеризовать как положительное.
Выводы. Полученные результаты имеют теоретическую ценность, поскольку позволяют сделать выводы о проблемах, с которыми можно столкнуться при обучении жителей Африки русскому языку как иностранному, и практическую значимость, так как дают возможность разработать рекомендации по обеспечению сотрудничества с Экваториальной Гвинеей и обучения ее граждан русскому языку.
Ключевые слова
Об авторах
О. С. ШуруповаРоссия
Шурупова Ольга Сергеевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Н. А. Сушкова
Россия
Сушкова Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка
398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Список литературы
1. Абрамова И.О., Волков С.Н., Грибанова В.В. и др. Африка: неоплаченный долг колонизаторов. М.: Ин-т Африки РАН, 2023. 122 с. https://elibrary.ru/ooraqy
2. Африка в глобальных миграционных потоках: история и современность / отв. ред. С.В. Костелянец. М.: Ин-т Африки РАН, 2022. 378 с. https://elibrary.ru/xjdbvx
3. Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ: материалы 32 Междунар. конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки / отв. ред. Н.Н. Дьяков, А.О. Победоносцева Кая, П.И. Рысакова. СПб., 2023. 804 с. https://elibrary.ru/hsvkha
4. Сундиата И. Корни африканского деспотизма: Вопрос политической культуры // Исследования Африки. Обзор. 1988. Т. 31. № 1. C. 9-31. https://doi.org/10.2307/524581
5. Токарев Е. Современные практики и возможности использования «мягкой силы» РФ в Африке // Материалы 18 Всерос. школы молодых африканистов. 2019. № 10. С. 191-195. https://elibrary.ru/yxmguz
6. Урнов А.Ю. Политика администрации Дж. Байдена в Африке. Конец 2021 г. – начало 2023 г. М.: Ин-т Африки РАН, 2023. 322 с. https://elibrary.ru/tbepbb
7. Львова Э.С. Африка южнее Сахары на 30 Международном конгрессе по источниковедению и историографии стран Азии и Африки // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2020. № 2. С. 157-159. https://elibrary.ru/xfhlcs
8. Дженчакова О.А. Ангола: судьба анклава Кабинда. М.: Ин-т Африки РАН, 2023. 208 с. https://elib- rary.ru/rwkrau
9. Кирсанов А.К. Роль королевства Марокко в горнодобывающей структуре Африканского региона. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2023. 128 с. https://elibrary.ru/qbpuba
10. Шелюто В.М. Колониальная политика Испании в Экваториальной Гвинее (конец XIX – первая половина XX века) // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2018. № 6-7 (12-13). С. 175-184. https://elibrary.ru/xykewt
11. Ндого-Бидиого Д. История и трагедия Экваториальной Гвинеи. Мадрид, 1977. 306 с.
12. Родригес Х.К. Обзор образовательной системы Экваториальной Гвинеи. Прогресс и проблемы качественного образования // Программа развития образования в Экваториальной Гвинее. М., 2011. 44 с.
13. Сундиата И. Экваториальная Гвинея: колониализм, государственный террор и поиски стабильности. Боулдер, КО: Вествью Пресс, 1990. 179 с.
14. Топе А.И. Проблемы социально-экономического развития современной Экваториальной Гвинеи // Прогрессивные технологии развития. 2018. № 12. С. 83-85. https://elibrary.ru/yztcdz
15. Фегли Р. Экваториальная Гвинея: Африканская трагедия. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1989. 328 с.
16. Агуреев С.А., Болтаевский А.А. Диктатура Масиаса Нгемы. Экваториальная Гвинея и гвинейскоиспанские отношения // Обозреватель. 2020. № 12 (371). С. 64-74. https://elibrary.ru/htqyxu
17. Денисова Т.С. Экваториальная Гвинея: диктаторы и наемники // История в биографиях: Африка – Европа: сб. материалов Всерос. науч. конф. Ярославль: ЯрГУ, 2014. C. 9-36. https://elibrary.ru/scilmd
18. Сушкова Н.А. Языковая политика Экваториальной Гвинеи в контексте истории // INTERLINGUA– 2023: сб. науч. тр. 3 Междунар. науч.-практ. конф. Липецк: Липецк. гос. тех. ун-т, 2023. С. 175-180. https://elibrary.ru/wrgcdr
Рецензия
Для цитирования:
Шурупова О.С., Сушкова Н.А. Преподавание русского языка как иностранного в Республике Экваториальная Гвинея: задачи и предпосылки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1501-1512. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1501-1512
For citation:
Shurupova O.S., Sushkova N.A. Teaching Russian as a foreign language in the Republic of Equatorial Guinea: objectives and prerequisites. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1501-1512. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1501-1512