Моделирование профессионального самоопределения будущих молодых ученых в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-7-20
Аннотация
Рассмотрена проблема профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда. Рассмотрены виды самореализации, представлена модель профессионального самоопределения будущих молодых ученых, а также методологические подходы построения модели и ее компонентов. Представлены организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов на основе кластерного подхода: направленность образовательного процесса вузов наукоградов на взаимодействие с предприятиями, научно-исследовательскими институтами наукограда, бизнес-сообществом; активная организационно-образовательная позиция вузов наукоградов по содействию занятости и трудоустройству студентов на предприятиях наукоградах; сочетание разнообразных форм, методов сопровождения профессионального самоопределения студентов; сопровождение образовательного процесса цифровой экосистемой для практико-ориентированного взаимодействия студентов с работодателями и другими заинтересованными социальными партнерами. Реализация модели на практике позволит студентам включиться в профессионально-ориентированное взаимодействие, в том числе через проектную деятельность и взаимодействие посредством интернет-технологий с мировым профессионально-ориентированным научным сообществом.
Ключевые слова
Об авторах
М. С. ЧвановаРоссия
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий
109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73
И. А. Киселева
Россия
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Горбачева Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов в конкретной среде обучения // Научные открытия 2017: материалы 22 Междунар. науч.-практ. конф. М. 2017. С. 509-511.
2. Зыбина Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по материалам 5 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011.
3. Осипов А.Г., Савиных В.Н., Макаренко Н.Н. Иннополисы и наукограды: стратегия научно-технологического прорыва и «человеческий фактор» // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. Т. 5. С. 93-97. https://doi.org/10.33764/2618-981Х-2019-5-93-97
4. Дунаева Н.В., Караев Р.Э. Значение информационных технологий в профессиональном самоопределении студентов // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Кркасноярск, 2016. С. 117-121.
5. Таренко Л.Б. Формирование аналитических умений в процессе личностно ориентированного обучения на основе метода проектов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 46-50.
6. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 68-73.
7. Макарова А.В. Индивидуальная профессионально-образовательная траектория студента вуза в контексте цифровизации: тенденции и опыт поддержки самоопределения // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы нац. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Иваново, 2019. Ч. 1. С. 104-111.
8. Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Опыт подготовки студентов и аспирантов наукоемких технологий в наукоградах России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26. № 191. С. 7-23. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-7-23
9. Еспаев С.С. Инновационно-образовательные кластеры – основа наукоемкой экономики // Экономика: стратегия и практика. 2015. № 2 (34). С. 17-25.
10. Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Вильданов И.Э., Абитов Р.Н. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства // Формирование кадрового потенциала СПО – инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: сб. науч. тр. 9 Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 26-38.
11. Михайлова Г.В. Образовательный кластер как форма инновационного подхода к подготовке специалистов // Правовые, экономические, технические аспекты импортозамещения в современных условиях: сб. ст. / юридический факультет РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. М., 2015. С. 96-102.
12. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И.А. Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов и школьников // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2 (23-24). С. 374-376.
13. Гринберг Г.М., Дорошенко Е.Г., Лукьяненко М.В., Пак Н.И., Савельева М.В. Профессиональная подготовка магистрантов в условиях инженерного образовательного кластера // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 38-51. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-04
14. Информационные системы и технологии / под ред. Ю.Ф. Тельнова. М.: Юнити-Дана, 2012. 304 с. ISBN 9785238023823.
Рецензия
Для цитирования:
Чванова М.С., Киселева И.А. Моделирование профессионального самоопределения будущих молодых ученых в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):7-20. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-7-20
For citation:
Chvanova M.S., Kiselyova I.A. Modeling of professional self-determination of future young scholars in the process of professional training in the universities of the science city. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):7-20. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-7-20