Технологии литературно-методического образования учителя
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-27-35
Аннотация
Актуальность. Цель исследования – отразить поиски наиболее продуктивных способов преподавания литературы. Для достижения цели в методику литературного чтения начальной и основной школы необходимо включить современные технологии подготовки учителя к эффективному проведению урока.
Методы исследования. Методы технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с пониманием типовых признаков технологии, классификацией технологий в педагогике и, в частности, в дидактике, с разработкой образовательных и учебных технологий, которые доступны учителям начальной школы и преподавателям-филологам.
Результаты исследования. Разработаны и апробированы в практике преподавания технологии многоуровневого восприятия текста учителем, комплексного анализа произведения при подготовке к уроку, достижения выразительного чтения текста, технология сотворческого чтения, дискретного чтения, погружения в художественный текст, подготовки к пересказу, проведения словарной работы и др. Особого внимания заслуживает технология художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня, которая имеет не только обучающий, но и здоровьесберегающий, воспитывающий характер. Каждая технология не может быть подробно описана в пределах исследования, поэтому в списке литературы указаны источники, содержащие подробные теоретические обоснования технологий и множественные примеры применения.
Выводы. Выводы исследования о технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с самообразованием учителя, которому в настоящее время для этого предоставлены разнообразные возможности.
Об авторе
Г. М. ПервоваРоссия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 239 c.
2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011. 213 c.
3. Первова Г.М. Технология многоуровневого восприятия текста как форма филологической подготовки учителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 175. С. 7-11. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-7-13, https://elibrary.ru/yartrz
4. Первова Г.М. Художественно-речевое сопровождение дошкольников в течение дня // Практика управления ДОУ. 2014. № 5. С. 32-45.
5. Маслова М.В., Первова Г.М. Слушание литературных произведений // Практика управления ДОУ. 2018. № 1. С. 19-26.
6. Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 c.
7. Первова Г.М. Дискретное чтение как ведущий прием обучения творческому чтению на начальном этапе становления читателя // Начальная школа. 2011. № 5. С. 35-39. https://www.elibrary.ru/pajmrl
8. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 285 c.
9. Первова Г.М. Комплексный анализ текста. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 151 с.
10. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С. 27-37. https://www.elibrary.ru/yndnkl
11. Трегубова Н.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в сельской начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы 8 Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 12-14. https://www.elibrary.ru/vcyrnh
Рецензия
Для цитирования:
Первова Г.М. Технологии литературно-методического образования учителя. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):27-35. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-27-35
For citation:
Pervova G.V. Technologies of literary and methodical teacher education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-27-35