Проблемы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и пути их решения
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1503-1512
Аннотация
Рассмотрены решения проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к школе. Определены особенности адаптационного процесса. Во время изучения были выбраны наиболее важные аспекты адаптации: физиологический, психологический и социокультурный. Актуальность исследования заключена в подробном рассмотрении вопроса адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которые сталкиваются не только с трудностями в адаптации к новым социальным условиям, но и нуждаются в индивидуальной работе с педагогами и специалистами. При работе с адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья со многими сложностями могут столкнуться другие участники этого процесса – педагоги и родители. Подробно рассмотрены методы решения профессиональной и психологической некомпетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период. Родители также являются важными участниками в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности. Поэтому необходимо определить, насколько конкретно родители понимают свою причастность к этому процессу и насколько они осведомлены в этом вопросе. Для получения наиболее актуальных данных был проведен социологический опрос в формате анкетирования, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты показали, что, несмотря на активное участие родителей в период в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они все же сталкиваются со сложностями, которые требуют дополнительной работы со специалистами и ресурсов для получения необходимой информации.
Об авторе
Т. А. ДанилевичРоссия
Данилевич Татьяна Александровна, аспирант, Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 333-335. https://elibrary.ru/sjajzn
2. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23 (35). С. 137-139. https://elibrary.ru/phcpff
3. Фирсова Т.А., Бусыгина А.Л., Архипова И.В. Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239. https://elibrary.ru/wxbkfx
4. Баласанян С.В. Проблема адаптации учащихся к школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 104-108. https://elibrary.ru/vlldej
5. Бекоева Т.А., Дзиваева Ж.М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе // Инновационная наука. 2016. № 2-4. С. 181-183. https://elibrary.ru/xrwycb
6. Мезинов В.Н., Люленкова О.Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 45-52. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-4-45-52, https://elibrary.ru/kvqcus
7. Винярка Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого-педагогической поддержки в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1. С. 226-235. https://elibrary.ru/ntcysx
8. Фаустова И.В., Гамова С.Н., Бакаева О.Н. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20. № 4. С. 35-39. https://elibrary.ru/wcbrrz
9. Емельянова И.Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 28-33. https://elibrary.ru/tlfakt
10. Сухотерина Е.С. Психологическая готовность будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 241-243. https://elibrary.ru/rvapfv
11. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). Ст. 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12, https://elibrary.ru/ywqsjr
12. Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4. С. 1-9. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2017.4.24965, https://elibrary.ru/ymjukb
Рецензия
Для цитирования:
Данилевич Т.А. Проблемы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и пути их решения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(6):1503-1512. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1503-1512
For citation:
Danilevich T.A. Problems of socio-cultural adaptation of children with health limitations to school and ways to solve them. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(6):1503-1512. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1503-1512