Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в России (октябрь 1917 – июль 1918 г.)

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-177-191

Аннотация

Актуальность. Научный интерес к изучению переломных моментов истории способствует выработке наиболее эффективных механизмов организации деятельности государственных органов правопорядка в современных условиях. Проведение специальной военной операции, современная геополитическая обстановка требуют от государства принятия особых мер по обеспечению правопорядка на ключевых элементах управления государством, в том числе и объектах транспорта. После Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 г. преемственность обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта была утрачена. На железных дорогах стихийно создавались вооруженные формирования различного толка для совершения преступлений, захвата и удержания власти. Опыт выработки мер по обеспечению правопорядка в условиях вооруженного вмешательства в деятельность железных дорог, принимавшихся мер по стабилизации обстановки представляет научную и практическую значимость. Цель исследования – определить последовательность формирования государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в период становления советской власти, их правомочность и компетентность.

Методы исследования. Принцип историзма наряду с применением историко-генетического метода позволил проанализировать последовательность формирования государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в период с октября 1917 г. до июля 1918 г. и на основе единичных фактов выявить особенное. Сравнительный метод показал общие и особенные черты рассмотренных явлений в рамках становления всей правоохранительной системы советского государства. Опираясь на аналитический метод, удалось сопоставить деятельность органов, созданных советским государством по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта с действовавшими до Февральской революции 1917 г. жандармскими полицейскими подразделениями железных дорог.

Результаты исследования. На основе проведенного исследования уточнены причины, по которым советской властью создавались централизованные органы охраны правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. Дана характеристика событий, на фоне которых эти организации и службы создавались. Предприняты шаги для объяснения противоречий между интересами местной и центральной власти в рассматриваемый период времени, а также предпосылок, по которым советская власть прошла путь от полного отрицания опыта предшествовавших органов до необходимости его использования.

Выводы. Сделан вывод о том, что создание советской властью подразделений и служб по охране правопорядка и обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры проходило ситуативно, первоначально без какого-либо плана, через отрицание наследия царской России, централизацию и возобновление линейного принципа работы органов с учетом военно-политической, экономической ситуации в стране и специфики объекта правоохраны. Рабочая милиция с задачами по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на объектах железнодорожного транспорта на первом этапе своего становления не справлялась.

Об авторе

Н. Н. Петрыкин
ФГАОУ ВО Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет); ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина»
Россия

Петрыкин Николай Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий; преподаватель кафедры обеспечения безопасности на объектах транспорта

454080, Российская Федерация, г. Челябинск, просп. Ленина, 76

308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71



Список литературы

1. Сенин А.С. Московский железнодорожный узел. 1917–1922. М.: Едиториал УРСС, 2004. 573 с. https://elibrary.ru/qqjpbr

2. Харламова Ю.А. Российский железнодорожный комплекс: политический анализ. М.: Инфра-М, 2012. 311 с. https://elibrary.ru/uqdqwr

3. Мулукаев Р.С., Афанасьев В.С. Советская милиция как орган охраны правопорядка // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). C. 207-211. https://elibrary.ru/xfvgpk

4. Зайкова С.Н. Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в истории отечественного законодательства // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2021. Т. 16. № 4. C. 83-109. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2021-16-4-zajkova, https://elibrary.ru/levrro

5. Ерин Д.А., Безносов И.А. Войска внутреннего назначения во Владимирской губернии (1918–1929 гг.): правовые основы организации и деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 4 (57). C. 191-200. https://elibrary.ru/cyarhm

6. Пашин В.П. К истокам становления и деятельности советской милиции (на материалах Курского края) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 1070-1080. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1070-1080, https://elibrary.ru/ewwygc

7. Кулькина О.А. Гражданская война в Царицыне 1918–1919 гг. В воспоминаниях железнодорожников – участников боевых действий // Ключевские чтения – 2022. Россия выбирает путь: материалы Междунар. конф. молодых ученых. М.: Спутник+, 2022. С. 257-262. https://elibrary.ru/pwiope

8. Аверченков В.И., Ерохин В.В., Голембиовская О.М. История системы государственной безопасности России. М.: Флинта, 2011. 193 с. https://elibrary.ru/sdqwov

9. Петрыкин Н.Н. На страже безопасности и благочиния: жандармская железнодорожная полиция на территории Курской губернии во второй половине XIX – начале XX века. Белгород: Белгород. юр. ин-т МВД России им. И.Д. Путилина, 2022. 159 с. https://elibrary.ru/sxbuyc

10. Петрыкин Н.Н. Преодоление последствий слома правоохранительной системы Российской империи на железнодорожном транспорте в первые годы советской России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 5. С. 1304-1314. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1304-1314, https://elibrary.ru/ioubij


Рецензия

Для цитирования:


Петрыкин Н.Н. Формирование государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в России (октябрь 1917 – июль 1918 г.). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):177-191. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-177-191

For citation:


Petrykin N.N. State bodies’ formation for ensuring railway safety in Russia (October 1917 – July 1918). Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):177-191. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-177-191

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)