Формирование иноязычной письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1229-1245
Аннотация
Приведено определение письменно-речевой компетенции, и предложены критерии ее сформированности, такие как умение полностью раскрыть тему; последовательность, аргументированность и логичность изложения; разнообразие лексики и правильность ее использования, а также правильность, сложность и многообразие грамматических конструкций. Рассмотрены различные формы совместной аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при подготовке задания по письменной практике, такие как обсуждение темы эссе, взаимная проверка и взаимные орфографические и пунктуационные диктанты, подготовка презентаций по новому материалу. Разработана, описана и апробирована схема организации совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при подготовке заданий по письменной практике. Согласно указанной схеме, студенты работают в малых группах в MS Teams, подготавливая презентации, объясняющие различные аспекты написания эссе, разрабатывая по ним контрольные вопросы и практические задания для других студентов, а также обсуждая возможные идеи для следующего эссе. Описан эксперимент, демонстрирующий более высокую эффективность формирования письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве. Студенты экспериментальной группы подготавливали задания в малых группах, ведущих обсуждение в MS Teams, тогда в как контрольной группе учащиеся работали индивидуально, выполняя те же задания, что в экспериментальной группе. Более высокие баллы за финальные эссе в экспериментальной группе объясняются более глубоким изучением материала благодаря его обсуждению с другими членами малой группы и выработке четкой аргументации за счет дискуссий по темам предстоящих эссе, а также благодаря взаимной проверке письменных произведений, позволяющей студентам критически подходить к собственным сочинениям.
Об авторе
А. И. ДашкинаРоссия
Дашкина Александра Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, ScopusID: 57224275756, ResearcherID: AAG-9777-2020
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Кащеева А.В. Развитие подходов к обучению письму на иностранном языке // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 127-137.
2. Северова Н.В. Значение письма в обучении иностранному языку // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 227-231.
3. Воронова Л.В. Современная письменная коммуникация: Лингвометодические основы обучения и контроля: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 15 с.
4. Константинова Л.А. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменной научной речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тула, 2004. 41 с.
5. Allagui B. Facilitating Creativity through Multimodal Writing: An Examination of Students’ Choices and Perceptions // Creativity. Theories – Research – Applications, 2022. Vol. 9. Issue 1. P. 108-129. https://doi.org/10.2478/ctra-2022-0006
6. Гаврилова А.Н. Формирование письменно-речевой аргументативной компетенции у студентов гуманитарных специальностей: английский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 25 с.
7. Овечкина Ю.Р. Содержательный компонент оценивания коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи студентов языкового вуза // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 104-108.
8. Kashiha H. An Investigation of the Use of Cohesive Devices in ESL Students’ Essay Writing // Journal of Education and Practice. 2022. Vol. 13. № 18. Р. 11-19. https://doi.org/10.7176/JEP/13-18-02
9. Asari S., Maruf N. Organizational Method of EFL Undergraduate Students’ Academic Essay Writing with and Without Pre-Determined Topic // Budapest International Research and Critics Institute-Journal (BIRCIJournal). 2022. Vol. 5. № 3. August. P. 25637-25648. https://doi.org/10.33258/birci.v5i3.6610
10. Dhananjala K. Improving French Language Essay Writing Skills Using Strategies of the 21 st Century Core Skills // National Conference on Dissemination of Research Findings 2020 – National Institute of Education. At: Sri Lanka. URL: https://www.researchgate.net/publication/363270073_Improving_French_Language_Essay_Writing_Skills_Using_Strategies_of_the_21_st_Century_Core_Skills (accessed: 23.09.2022).)
11. Титова С.В., Харламенко И.В. Метод совместного написания эссе и их взаимного оценивания при обучении письменно-речевым умениям // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 26-40.
12. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования при обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-46.
13. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1 (34). Ст. 6. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6
14. Черкес Т.В., Флянтикова Е.В. Формирование письменной коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения РКИ // Вестник науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 90-93.
15. Piršl D., Piršl T., Kesić D. Writing skills at university level // SportLogia. 2011. Vol. 7. Issue 1. Р. 69-72. https://doi.org/10.5550/sgia.110701.en.069P
16. Thi Lu S.N., Nguyen H.B. University students’ critical thinking skills: teachers’ perceptions and practices in argumentative essays // European Journal of English Language Teaching. 2022. Vol. 7. Issue 4. Р. 69-87. https://doi.org/10.46827/ejel.v7i4.4417
17. Abdelmohsen M.M. Arab EFL Learners’ Writing Errors: A Contrastive Error Analysis Study // British Journal of English Linguistics. 2022. Vol. 10. Issue 4. Р. 1-17. https://doi.org/10.37745/bjel.2013/vol10n4117
18. Melekhina E.A., Levitan K.M. Assessment system in writing essays by graduate students // Procedia Social and Behavioral Sciences. The XXVI Annual International Academic Conference, Language and Culture. 2015. Vol. 200. Р. 482-489. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.099
Рецензия
Для цитирования:
Дашкина А.И. Формирование иноязычной письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(5):1229-1245. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1229-1245
For citation:
Dashkina A.I. Formation of foreign language written and speech competence of students of linguistic directions in the conditions of learning in cooperation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(5):1229-1245. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1229-1245