Дистанционное обучение иностранным языкам: современное состояние и пути совершенствования в контексте повышения мотивации и развития автономии обучающихся
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-898-910
Аннотация
Рассмотрены различные аспекты проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях в контексте информатизации отечественного образования. Представлен критический обзор современного состояния обсуждаемой проблемы, обобщен накопленный практический опыт. Особое внимание уделено тому, как дистанционный формат влияет на изменение характера общения между обучающимися и между преподавателем и студентом, а также тому, как возрастает роль рефлексии в совершенствовании различных аспектов обучения иностранным языкам. Рассмотрены специфика понятийного аппарата и сценарии взаимодействия участников образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения, выделены их сильные и слабые стороны. На основе рассуждений о том, как электронные образовательные платформы меняют современную образовательную реальность в целом и обучение иностранным языкам в частности, сделаны важные замечания, связанные с компетентностью сегодняшнего педагога, и выводы о необходимости развития системы дистанционного образования, способной сделать учебный процесс живым и аутентичным.
Об авторах
Е. В. АлексичРоссия
Алексич Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12
Н. В. Хаусманн-Ушкова
Россия
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор филологических наук, доцент, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Г. М. Первова
Россия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.
2. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2021. 224 с.
3. Степанова Н.А. Сущность формирующего контроля и его роль в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 70-77. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-70-77
4. Титова С.В., Баринова К.В. Рефлексия в онлайн-обучении иностранным языкам в школе: подходы, способы, механизмы реализации // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 29-37.
5. Лесин С.М., Махотин Д.А., Михайлов В.Ю. Дистанционное обучение в школе: ключевые понятия // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 5-14.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.
7. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4 (12). С. 115-125.
8. Алексич Е.В., Стромов В.Ю. Предупреждения девиаций в сети Интернет как условие обеспечения информационной безопасности студентов вуза // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 2. С. 15-18.
Рецензия
Для цитирования:
Алексич Е.В., Хаусманн-Ушкова Н.В., Первова Г.М. Дистанционное обучение иностранным языкам: современное состояние и пути совершенствования в контексте повышения мотивации и развития автономии обучающихся. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(4):898-910. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-898-910
For citation:
Aleksich E.V., Hausmann-Ushkova N.V., Pervova G.M. Distance learning of foreign languages: current state and ways of improvement in the context of increasing motivation and developing students' autonomy. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(4):898-910. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-898-910