Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Педагогический мониторинг как фактор результативности дискуссионной подготовки будущих инженеров на основе средств информатизации

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-608-621

Аннотация

Рассмотрена проблема повышения результативности дискуссионной подготовки студентов технических вузов путем создания конкурентной среды с помощью системы педагогического мониторинга на основе общедоступной сетевой таблицы успеваемости. Выдвинута гипотеза, в соответствии с которой использование педагогического мониторинга на базе современных средств информатизации позволяет актуализировать мотивы социального позиционирования у студентов и повысить итоговую результативность формирования у них дискуссионной компетенции. Выполнен теоретический анализ современных подходов к педагогическому мониторингу и сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и компетентностного подхода к образованию он должен выполнять не только диагностическую и коррекционную, но и стимулирующе-мотивационную функцию. С использованием метода субъективных оценок на основе собственного авторского опросника и непараметрических статистических тестов (расчет коэффициента сопряженности на основе Хи-квадрата Пирсона) получены результаты, подтверждающие повышение результативности формирования дискуссионной компетенции у почти 40 % испытуемых при применении разработанной нами системы педагогического мониторинга и доказывающие выдвинутую гипотезу. В заключении сделан вывод о целесообразности дальнейшего исследования проблемы путем целенаправленного педагогического эксперимента, направленного на выявление степени улучшения показателей результативности дискуссионной подготовки студентов технических вузов при использовании педагогического мониторинга на основе общедоступной сетевой таблицы успеваемости и современных средств информатизации.

Об авторе

С. А. Михеев
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия

Михеев Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры физического воспитания

630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113



Список литературы

1. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30-36.

2. Андреев А.Л. Технонаука // Философия науки и техники. 2011. № 1. С. 200-218.

3. Блинов А.М., Овчинникова Е.Н., Быкова О.Г. Инженерная этика и компетенции выпускников технических вузов // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 169-175.

4. Гаврилина Е.А. Инженер в современном мире: Homo Faber Vs Homo Mechanicus // Ведомости прикладной этики. 2014. № 44. C. 107-119.

5. Голубинский М.С. Основные направления перемен в высшем инженерно-техническом образовании // Совет ректоров. 2012. № 9. С. 52-56.

6. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.

7. Панина Г.В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании // Ведомости прикладной этики. 2015. № 47. С. 139-151.

8. Прохоров В.А. Некоторые вопросы модернизации инженерного образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 13-19.

9. Скибицкий Э.Г. Профессиональная подготовка инженерных кадров на основе средств информатизации // Инновации в образовании. 2020. № 1. С. 100-108.

10. Григорян И.А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы // Проблемы педагогики. 2017. № 3 (26). С. 60-66.

11. Семенова Д.Г. Функциональная направленность педагогического мониторинга в системе образования // Мир науки. 2015. № 3. Ст. 45.

12. Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2014. 137 с.

13. Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 243 с.

14. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. 196 с.

15. Андреев В.И. Проблемы мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-37.

16. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1. Екатеринбург, 1997. 26 с.

17. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2003. 387 с.

18. Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». М.: Пед. о-во России, 1999. 86 с.

19. Коваленко В.И., Решетников П.Е. Педагогический мониторинг: концептуальная модель технологии реализации. Белгород: БелГУ – Бел. ЮИ МВД РФ, 2002. 151 с.

20. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.

21. Михеев С.А. Контроль как средство оценки качества подготовки бакалавров в условиях перехода к Федеральным образовательным стандартам третьего поколения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 59-64.

22. Михеев С.А. Реализация педагогического мониторинга в условиях реформирования института образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы 2 Междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. Ч. 1. С. 203-207.

23. Данилов Р.С. Состязательность как формирование личности (социально-философский аспект) // Педагогические технологии в вузе и школе. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. Вып. 4. С. 49-54.

24. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2007.

25. Шербина А.В. Конкуренция как проявление агональности в экономической культуре: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2006. 46 с.

26. Семченко И.В., Хашаева С.В., Куликова О.В. Современный подход к интеграции состязательности в образовательном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 7 (51). С. 627-634.

27. Хашаева С.В. Состязательное пространство студенческой молодежи // Научный результат. Сер. «Социология и управление». 2015. № 1. С. 57-61.

28. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1972. С. 7-44.

29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

30. Андреев В.И. Конкурентология. Казань: Центр инновац. технологий, 2004. 468 с.

31. Баранов В.В., Белоновская И.Д. Принцип состязательности (агональности) в формировании конкурентного ресурса студента // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. Cт. 169.

32. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2018. 640 с.

33. Литвинов В.А., Осинцева Л.М. О роли состязательности в мотивации обучения // Педагогика. 2018. № 3. С. 43-47.

34. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.

35. Воробьева М.В., Питюков В.Ю. Профессиональная мотивация студентов туристского вуза. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцов. гум. ин-т», 2013. 180 с.

36. Попов В.И., Киселева Н.С., Скороход А.C. Особенности мотивов учебной деятельности студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 8. С. 6-15.

37. Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 83-89.


Рецензия

Для цитирования:


Михеев С.А. Педагогический мониторинг как фактор результативности дискуссионной подготовки будущих инженеров на основе средств информатизации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(3):608-621. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-608-621

For citation:


Mikheev S.A. Pedagogical monitoring as a factor in the effectiveness of the discussion training of future engineers based on informatization tools. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(3):608-621. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-608-621

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)