Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование ноосферного мировоззрения у обучающихся неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-79-85

Аннотация

Определена значимость разработки ноосферного подхода к обучению иностранному языку в условиях современных требований к образованию в неязыковом вузе, формирования ноосферного мировоззрения у обучающихся неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена концепция ноосферного образования, комплексного процесса обучения, направленного на глубокое усвоение системных гуманитарных и естественнонаучных знаний. Решение исследовательской задачи основано на теоретико-методологических и практических вопросах, которые рассматриваются в исследовании. Акцентировано внимание на новой системе знаний, приобретение которой осуществляется на основе принципа междисциплинарной интеграции при создании интегративного курса «Иностранный язык и естественнонаучная картина мира». Разработана номенклатура знаний, умений, подлежащих приобретению при обучении иностранному языку на основе ноосферного подхода. Отмечено, что междисциплинарная интеграция осуществляется на основе интегрированного предметного содержания, отбора условий, принципов, методов и образовательных технологий обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Об авторе

А. В. Дегтярев
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Россия

Дегтярев Александр Викторович, ассистент кафедры иностранных языков и методики их преподавания

393760, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101



Список литературы

1. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007. С. 553-567.

2. Кувшинов Ю.А., Кувшинова Т.И. Ноосферное мировоззрение как путь смены логики социального поведения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-2. С. 102-105.

3. Попова С.В., Дегтярев А.В. Современное иноязычное образование: ноосферный подход // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 3 (73). С. 162-170. https://doi.org/10.17277/вопросы.2019.03.стр.162-170

4. Маслова Н.В. Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 2. С. 6-10. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-2-6-10

5. Попова С.В., Дегтярев А.В. Использование методического потенциала экологической педагогики при изучении иностранного языка // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Тамбов, 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 39-44. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-39-44

6. Пестеров П.Н. Ноосферное развитие общества и проблема источников движущих сил: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Барнаул, 1996. 32 с.

7. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.

8. Дмитревская И.В., Портнов А.Н., Смирнов Г.С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования: в 2 ч. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. Ч. 1. 153 с.

9. Грачев В.А. Ноосферное мировоззрение и устойчивое развитие // Партнерство цивилизаций. 2013. № 3. С. 32-47.

10. Сидакова Н.В. Межпредметная интеграция как общая платформа взаимосвязи иностранного языка с другими учебными дисциплинами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 255-258. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0064

11. Хисамутдинова Н.В. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-183.

12. Еловская С.В. Формирование экологической компетентности на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: материалы Междунар. науч. школы, организованной при финансовой поддержке администрации Тамбовской области. Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2017. С. 160-164.

13. Губернаторова Л.И. Естественнонаучная картина мира. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 226 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дегтярев А.В. Формирование ноосферного мировоззрения у обучающихся неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(1):79-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-79-85

For citation:


Degtyarev A.V. Development of a noospheric worldview among students of non-linguistic universities in the process of foreign language teaching. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(1):79-85. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-79-85

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)