Проектирование диагностического инструментария для организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников по педагогическим специальностям
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-684-698
Аннотация
Актуальность. Профессиональная ориентация по педагогическим специальностям является эффективным инструментом развития системы образования. Важным компонентом проектирования и организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников является диагностика. Проблема осознанного выбора педагогической профессии связана с аксиологическим компонентом в ориентировании подростков и молодежи, а также с реализацией принципа индивидуализации и дифференциации в образовании. Набор диагностических методов дифференцированной профориентации старшеклассников в современных условиях, с учетом педагогического направления и его аксиологического потенциала, все еще не определен. Возрастает потребность образовательных практик и научного обоснования разработки комплекса методов дифференцированной профориентации, включая диагностические, для привлечения обучающихся к педагогическим специальностям. Цель исследования – теоретическое обоснование и представление результатов разработки диагностического инструментария для организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников по педагогическим специальностям. Спроектированный на основе системного, прогнозно-проектного, индивидуально-дифференцированного и аксиологического подходов к профессиональному ориентированию диагностический инструментарий может быть полезен для отбора в педагогические классы, проведения системы дифференцированной профориентации в современной образовательной организации, а также для организаторов приемной кампании, участвующих в подготовке и реализации профориентационных мероприятий в сфере педагогического образования.
Методы исследования. Анализ научных исследований и состояния вопроса о профессиональной ориентации, профориентационной диагностике, обобщение ее инструментов, параметров инструментария. Логика исследования выстроена в векторе: от организации профессиональной ориентации школьников, профориентационной диагностики к разработке диагностического инструментария (примерных вопросов для проведения диагностического интервью) для дифференцированной профессиональной ориентации по педагогическим специальностям как ценностному ориентированию.
Результаты исследования. Рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» как в России, так и за рубежом, представлены конкретные примеры реализации профориентационной деятельности в образовании. Важным направлением профессиональной ориентации является ценностное ориентирование на педагогические специальности. Профориентационная диагностика включает анализ ценностей, ценностного отношения к профессии, интересов, способностей, направленности учащихся, необходимых для прогнозирования развития качеств личности в выбранной области подготовки по педагогическим специальностям, организации дифференцированной профориентации. В ходе исследования разработан авторский диагностический инструментарий – диагностическая матрица «Профориентационное интервью для будущего педагога».
Выводы. Проблема дифференцированной профессиональной ориентации на педагогические специальности среди подростков и молодежи является актуальной и требует особого внимания государства, общества и образовательной системы. Профессиональная ориентация старшеклассников на педагогические специальности включает диагностику ценностей, ценностного отношения к выбранной профессии, индивидуальным интересам и способностям, улучшает образовательные результаты и помогает увидеть перспективы и возможности каждого в будущей профессиональной сфере – сфере образования. Кроме того, она снижает риск для личности выбора неподходящей профессии и помогает в будущем успешно интегрироваться в профессиональное педагогическое сообщество.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ГарашкинаРоссия
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24
А. А. Дружинина
Россия
Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Кугутко Е.В., Скачкова Н.В. Предпрофессиональная подготовка школьников на платформе федерального проекта «Билет в будущее» как основа ранней профессиональной ориентации по перспективным профессиям // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 5 (51). С. 17-26. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-17-26, https://elibrary.ru/dgrjtj
2. Печерская С.Ю., Фомичев P.C. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 89-94. https://elibrary.ru/zcnpyd
3. Жаворонкова O.P., Буренина Н.Б. Профориентация как инструмент сохранения баланса между рынками труда и образовательных услуг // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 2. С. 89-94. https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019, https://elibrary.ru/levply
4. Холодкова О.Г., Полякова М.Д. Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности старших подростков // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 165-172. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_19, https://elibrary.ru/lmazdm
5. Прохоров А.В. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 319-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328, https://elibrary.ru/oszuyq
6. Калашникова О.В. Проблемы профессиональной ориентации молодежи в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 377-379. https://elibrary.ru/hefbda
7. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 6-14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-6-14, https://elibrary.ru/hzttmb
8. Thenmozhi C. Vocational Guidance and its Strategies // Shanlax International Journal of Education. 2018. Vol. 7. № 1. P. 20-23. https://doi.org/10.5281/zenodo.2545060
9. Галинская Т.Н., Хромова Е.В. Проблема профессиональной ориентации школьников: зарубежный опыт // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 2 (115). С. 161-167. https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.115.2.022, https://elibrary.ru/mynoxt
10. Toni A., Vuorinen R. Lifelong Guidance in Finland: Key Policies and Practices // Career and Career Guidance in the Nordic Countries. 2020. Vol. 9. P. 127-143. https://doi.org/10.1163/9789004428096_009
11. Черникова Л.В. Методология современной профориентации за рубежом // Вестник института экономических исследований. 2019. № 3 (15). С. 80-87. https://elibrary.ru/zfcgxj
12. Папкова Н.Е., Багрова Н.В. Профориентация школьников: российский и зарубежный опыт // Ученые записки российского государственного социального университета. 2017. № 5 (144). С. 183-191. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2017-16-5-183-191, https://elibrary.ru/yvgcpd
13. Егорова Г.И. Стратегии самоопределения и профессионального самоопределения как платформы благополучия выпускника школы // Вестник ТОГИРРО. 2022. № 2 (49). С. 39-41. https://elibrary.ru/fjwfss
14. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Когнитивная вовлеченность как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109, https://elibrary.ru/jdktod
15. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Непрерывность педагогического образования: культурологический контекст // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. Т. 20. № 1. С. 3-14. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-1-3-14, https://elibrary.ru/nyiiyd
16. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4-17. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-4-4-17, https://elibrary.ru/oxzcsz
17. Аксенов С.И., Лабутин А.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников профильных классов педагогической направленности // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. T. 2. № S1 (67). С. 91-97. https://elibrary.ru/iegove
18. Азбель А.А., Казакова Е.И., Ашичев В.А. Методика «Ключ к себе»: инструмент рефлексии и самооценки // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 6. С. 89-96. https://elibrary.ru/zqobql
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Проектирование диагностического инструментария для организации дифференцированной профессиональной ориентации старшеклассников по педагогическим специальностям. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(3):684-698. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-684-698
For citation:
Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Designing diagnostic tools for the organization of differentiated professional orientation of high school students in pedagogical fields. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(3):684-698. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-684-698