Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки в игровых видах спорта

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-87-96

Аннотация

Рассмотрены основные характеристики моделирования в спортивной тренировке. В теории и методике спорта выделяют две основные группы моделей, необходимые для оптимизации процесса управления спортивной тренировкой. В первую группу входят модели: 1) отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла; 2) крупных структурных образований тренировочного процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 3) тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 4) тренировочных занятий и их частей; 5) отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. Во вторую группу входят модели: 1) характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена; 2) характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; 3) отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства. Алгоритм процесса моделирования предполагает выполнение определенных действий: изучение вопросов, для решения которых могут быть использованы модели, выяснение путей их применения и возможные ограничения; определение степени детализации модели (число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему); определение продолжительности времени моделирования, достаточного для того, чтобы успели проявиться все характерные признаки данного явления. Следовательно, при разработке моделей нужно иметь четкое представление о сложности моделируемых объектов, явлений и процессов, структурной и функциональной взаимосвязи моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, необходимости преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. Разрабатывая модельные характеристики подготовленности и соревновательной деятельности, надо ориентироваться на показатели, характеризующие сформированность соответствующих качеств и способностей, подлежащих целенаправленному воздействию тренировочными и соревновательными средствами. Разрабатывая модельные характеристики подготовленности и соревновательной деятельности, желательно выражать их количественные характеристики, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельным дисциплинам, но и к конкретному спортсмену. Также необходимо предусмотреть возможность использования нескольких вариантов моделирования отдельных параметров различных структурных образований тренировочного процесса или в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности.

Об авторах

В. Б. Болдырева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


А. Ю. Кейно
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 211 с.

2. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виде спорта. М.: Советский спорт, 2008. 304 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.

4. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Научно-методическая деятельность. М.: Флинта, 2005. 222 с.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 340 с.

6. Игнатьев В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория, методика и организация): дис. … д-ра пед. наук в виде науч. доклада. М., 1995. 87 с.

7. Гордон С.М. Спортивная тренировка. М.: Физическая культура, 2008. 256 с.

8. Русаков А.А. Основы теории спорта. Иркутск: Изд-во Восточно-Сибир. гос. акад. образования Иркут. гос. пед. ун-т, 2013. 142 с.

9. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 381 с.

10. Гордон С.М. Спортивная тренировка. М.: Физическая культура, 2008. 256 с.

11. Русаков А.А., Кузекевич В.Р. Моделирование тренировочного процесса в учреждениях дополнительного образования. Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016. 110 с.

12. Бриль М.С., Самойлов С.А. Критерии модельности характеристик хоккеистов высокой квалификации // Хоккей: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 48-50.


Рецензия

Для цитирования:


Болдырева В.Б., Кейно А.Ю. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки в игровых видах спорта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(4):87-96. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-87-96

For citation:


Boldyreva V.B., Keyno A.Y. MODEL-TARGETED APPROACH TO SPORT PREPARATION BUILDING IN GAMES-BASED KINDS OF SPORT. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(4):87-96. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-87-96

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)