Общее и речевое развитие детей предшкольного возраста как основа обучения первоначальному чтению
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156
Аннотация
Согласно ФГОС, содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать общее и речевое развитие дошкольников. В связи с требованием названного документа и данными педагогической науки обоснована необходимость развития связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры устной речи и других аспектов общего и речевого развития детей в период подготовки к школе. Ссылаясь на труды классической и современной методической науки, процесс речевого развития детей дошкольного возраста исследователь соотносит с формированием мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. Названные направления речевого и общего развития детей дошкольного возраста способствуют подготовке их к обучению чтению в начальной школе. Поставлена актуальная проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования в вопросе обучения дошкольников и младших школьников первоначальному чтению. Проанализированы возможности использования различных методов обучения первоначальному чтению в зависимости от системы письма. Выводы по изучаемой проблеме связаны с развитием фонематического слуха, формированием широкой ориентировки детей в языковой действительности, с умениями звукового анализа и синтеза. Новизну исследования составляет идея о возможности специальной подготовки и обучения старших дошкольников первоначальному чтению на основе развития ценностного отношения к языку и речи в период дошкольного детства, на базе психолого-педагогической диагностики. Аргументы в пользу дошкольного обучения чтению связаны с достаточным общим и речевым развитием современных детей.
Об авторе
Е. А. СеменоваРоссия
Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2014. 400 с.
3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОСТ: Фирма «СКРИН», 1997. 253 с.
4. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Дет. лит., 1961. 382 с.
5. Первова Г.М. Развитие речи дошкольников в процессе знакомства с художественной детской книгой // Практика управления ДОУ. 2017. № 3. С. 22-29.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М., 2002. 224 с.
7. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 187 с.
8. Львов М.Р. Забытые страницы истории методов обучения // Начальная школа. 1992. № 2. С. 80-84.
9. Никитина Е.Ю., Штец А.А. Метод целых слов в отечественной букваристике начала XX века // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 106-113.
10. Сильченкова Л. С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.: АПКиППРО, 2006. 100 с.
11. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.
12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. 468 с.
13. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Методика обучения творческому чтению. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 293 с.
14. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве / авт.-сост. Н.В. Багичева, Л.С. Демышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко. Екатеринбург, 2015. 150 с.
15. Шишкина А.С. Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 560-562.
16. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 311 с.
Рецензия
Для цитирования:
Семенова Е.А. Общее и речевое развитие детей предшкольного возраста как основа обучения первоначальному чтению. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(193):149-156. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156
For citation:
Semenova E.A. General and speech development of preschool children as a basis for teaching initial reading. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(193):149-156. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-149-156