Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Из истории филологического образования дошкольников: на материале знаменитой книги «От двух до пяти»

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-20-26

Аннотация

Посвящена юбилею бестселлера ХХ века - книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», которая выдержала несколько десятков изданий. Это многолетнее исследование писателем особенностей детского мышления и речи, литературоведческие эссе, раскрывающие возможности детского творчества, советы опытного писателя тем, кто сочиняет произведения для детей. Материал по детской речи для книги К.И. Чуковский собирал от ученых и литераторов, от педагогов и врачей, от специалистов и рядовых граждан страны из разных географических мест и от разных социальных групп. Писатель сделал выводы о лингвистической одаренности малышей. Названы методы, которыми пользуются дошкольники при освоении родного языка: подражание, поиски закономерностей, установление причин и следствий, классификация речевых единиц, анализ чужой речи, сравнение, обобщение и др. Приведено большое количество примеров детской речи из книги К.И. Чуковского, дано научно-методическое обоснование детскому словотворчеству, народной этимологии, критике языка детей дошкольного возраста. Отмечены достоинства всех шести глав филологического исследования. Приведены высказывания ученых о филологических возможностях детей, названы задачи воспитателей по развитию речи дошкольников.

Об авторе

Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Сов. писатель, 1960. 376 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Книга для родителей. М.: Изд-во «Правда», 1987. С. 221-264.

3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… М.: Линка-Пресс, 2003. 176 с.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

5. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / сост., предисл., примеч., словарь, подготовка текста Н.Г. Ермолиной. Новосибирск: «Мангазея», «Детская литература» Сибирское отделение, 1997. 456 с.

6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2 ч. Ч. 1-2. М., 1949.

7. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии: сб. ст. М., 1954.

8. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

9. Первова Г.М. Технология художественно-речевого сопровождения дошкольников в течение дня // Практика управления ДОУ. 2014. № 5. С. 32-45.


Рецензия

Для цитирования:


Первова Г.М. Из истории филологического образования дошкольников: на материале знаменитой книги «От двух до пяти». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(178):20-26. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-20-26

For citation:


Pervova G.M. From the history of pre-school children philological education: on the material of the famous book “From Two to Five”. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(178):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-20-26

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)