Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Этапы развития системы государственного управления деятельностью морских портов на Дальнем Востоке

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-151-158

Аннотация

В качестве материалов для исследования использованы не только архивные сборники (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока), но и работы авторов, в которых исторически последовательно прослеживается развитие отечественного мореплавания, а также рассматриваются вопросы государственного управления морскими портами Дальнего Востока. Основная цель данной работы заключается в попытке сформировать этапы системы государственного управления деятельностью морских портов на Дальнем Востоке в период с 1862 по 1923 г. Для достижения поставленной цели проведен ретроспективный анализ этапов развития системы государственного управления работой морских портов для принятия аргументированных административных решений и объяснения перспективных направлений государственного управления портами Дальневосточного региона. В результате проведенного исследования сформированы следующие этапы: первый - период становления и развития морского судоходства и формирование системы государственного управления деятельностью морских портов; второй - период укрепления роли государства в регулировании торгового мореплавания; третий - период поиска сбалансированной модели управления морскими портами. Это позволило нам сделать вывод о том, что морские порты в любых условиях должны оставаться объектами, в управлении которых ведущая роль принадлежит государству, и эта роль должна сохраняться и постоянно совершенствоваться. Однако необходимо подчеркнуть, что характерной чертой развития порта на Дальнем Востоке стало сочетание казенной инициативы с частнопредпринимательской, показывая динамичность этого взаимодействия в течение всего изученного исторического периода. Здесь уместно процитировать К.П. Победоносцева, который указывал, что «всякое большое дело начинается с малого, и из малого зерна, когда оно падает на добрую почву, может вырасти дерево. Государственная власть за многое не может взяться сразу своими средствами, поскольку усилия частных лиц, направляемые верою, знанием и опытом, не наметят пути и не проложат дороги для государства». Рассмотренные изменения в государственном управлении морскими портами Дальнего Востока и распространение на них общепринятого порядка управления морскими портами империи, на наш взгляд, отвечало требованиям того времени и было одним из основных факторов, оказавшим значительное воздействие на развитие всего Дальневосточного региона.

Об авторе

В. А. Курбенков
ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»
Россия


Список литературы

1. Гвоздарёв А.А. Морской транспорт на русском Дальнем Востоке // Экономическая жизнь Приморья. 1924. № 10. С. 1-14.

2. Орленко Г.П. Грузооборот Владивостокского торгового порта в прошлом и его перспективы в будущем // Экономическая жизнь Приморья. 1924. № 6-7. С. 3-22.

3. Крушанов А.И. О развитии торгового мореплавания на русском Дальнем Востоке в последней четверти 19 - начале 20 века // Материалы по истории Владивостока. Кн. 1. Владивосток, 1960. С. 46-57.

4. Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке (1860-1925 гг.). Владивосток, 1979.

5. Поздняков А.Ф. Морское судоходство на Севере Дальнего Востока СССР в 20-50-е годы XX столетия: автореф. дис. … канд. ист. наук. Магадан, 2010.

6. Давыденко А.А. Тенденции развития государственного управления морскими портами России // Управленческое консультирование. 2007. № 4.

7. Давыденко А.А. Региональное развитие морских торговых портов России. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007.

8. Давыденко А.А. Развитие государственного управления морскими портами России. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007.

9. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / под ред. В.И. Краева. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 299 с.

10. Лаврентьева Е.А. Управление развитием предприятий водного транспорта в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2000. 247 с.

11. Давыденко А.А. Государственное управление конкурентоспособностью региональных морских портовых комплексов: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2008.

12. Фисенко А.И., Хамаза Е.А. Порто-франко Владивосток: исторический опыт и современные задачи // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 637-642.

13. Яковлева О.А. Протекционистский тариф 1891 г. и его влияние на дальневосточную таможенную политику России конца XIX - начала XX в. // Царскосельские чтения. 2012. № XVI.

14. Ведерников Ю.В. Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы. Владивосток, 2016.

15. Курбенков В.А. Порт как фактор освоения и развития экономической жизни Владивостока и областей России в период с 1862 по 1920 г. // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 11. С. 37-42.

16. Поздняков А.Ф. Роль морского транспорта в освоении Тихоокеанского побережья Дальнего Востока (геополитический аспект) // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2007. Вып. 8. С. 38-41.


Рецензия

Для цитирования:


Курбенков В.А. Этапы развития системы государственного управления деятельностью морских портов на Дальнем Востоке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(179):151-158. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-151-158

For citation:


Kurbenkov V.A. Stages of government control development of seaports work in the Far East. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(179):151-158. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-151-158

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)