Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности

Аннотация

Проблема развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском возрасте является новым направлением научных исследований в педагогической психологии и педагогике, находящемся на стадии становления. Отсутствие единства взглядов на проблему эмоционального интеллекта в научной среде порождает множество интерпретаций данного феномена. С опорой на концепцию социальной компетентности известного отечественного ученого А.И. Савенкова, определяющего эмоциональный интеллект как составную часть (подструктуру) социальной компетентности, обоснован потенциал различных форм организации совместной деятельности детей и предложена модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности. Взаимодействие детей в разных формах совместной изобразительной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями эмоционального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Реализация модели позволит актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), способствовать разработке содержания процедур выявления и количественной оценки каждого из базовых параметров, а также методик их диагностики и развития в процессе деятельности разной предметной направленности (художественной, исследовательской и др.).

Об авторах

С. И. Карпова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


Т. Д. Савенкова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


З. В. Пархимович
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин М.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.

2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22-26.

3. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. 2000. № 10. С. 87-94.

4. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. М.: МПСИ, 1998.

5. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4 (38). С. 25-34.

6. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015.

7. Аникина А.П., Карпова С.И. Психолого-педагогические и методические аспекты проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения изображать человека в рисовании // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 59-67. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67.

8. Савенкова Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). С. 47-53.


Рецензия

Для цитирования:


Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(174):99-107.

For citation:


Karpova S.I., Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. MODEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN COLLECTIVE VISIBLE ACTIVITY. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(174):99-107. (In Russ.)

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)