Управление рисками образовательных проектов: обоснование существенных смысловых единиц
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1379-1394
Аннотация
Актуальность. Масштабы реализации образовательных проектов в Российской Федерации растут. Разрабатываются различные федеральные проекты, дорожные карты развития образования, прорабатываются стратегии и политики проектирования будущего образования и т. д. Сопоставлены результаты собственных исследований по управлению рисками образовательных проектов с существенными признаками, характеризующими текущее состояние управления рисками образовательных проектов. Цель исследования – обоснование выявленных и сформулированных в ходе настоящего исследования существенных признаков, отражающих смыслы и ценности процесса управления рисками образовательных проектов.
Материалы и методы. Использованы тексты научных статей, документы заявок на получение статуса республиканской инновационной площадки, документы, обобщающие опыт работы конкурсантов в области образовательных проектов в республиканском конкурсе «Педагог года УР», документы, регламентирующие образовательные проекты в рамках Национального проекта «Образование», документы, направленные на развитие педагогического образования и подготовки педагогических работников, тексты образовательных программ высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура, тексты проектных работ по совершенствованию педагогического образования в вузах, которые в целом отражают достаточно упорядоченную и реализовавшуюся в образовательной среде концепцию управления рисками образовательных проектов. Исследование проводилось методами контент-анализа, критического дискурса, рефлексивной проблематизации, сравнения и синтеза.
Результаты исследования. Выделены смысловые единицы конструкта «управление рисками образовательных проектов» и дана их классификация, сопоставлены результаты собственного исследования по каждой смысловой единице с реальным состоянием процессов управления рисками. Показано, что управление рисками образовательных проектов меняется, экспертное сообщество все чаще включает управление рисками как неотъемлемый элемент в свою деятельность, при этом институционализация управления рисками образовательных проектов находится в стадии становления. Результаты исследования могут быть полезны при разработке и реализации процессов управления проектами на разных уровнях системы образования.
Выводы. Деятельность субъекта образовательного проекта уже включает управление рисками, при этом процесс выстраивается на осознанном использовании междисциплинарного подхода, требующего специальной подготовки, включающего осознание субъектом норм, правил, закономерностей управления рисками.
Об авторе
А. Е. ПричининРоссия
Причинин Алексей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики технологического и профессионального образования
426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 3
Список литературы
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
2. Иванов О.Б. Глобальные риски и новые вызовы человеческой цивилизации // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 7-20. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2020-10009, https://elibrary.ru/fjkufu
3. Nauryzbayeva E.K., Bezhina V.V., Pchelkina T.R., Brimzhanova K.S., Brimzhanova S.S. Stakeholder involvement in the curricula modernisation through a virtual foresight laboratory // Education and Science Journal. 2022. Т. 24. № 7. С. 191-214. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-191-214, https://elibrary.ru/mkikkd
4. Киселева О.Г. Организационные формы и методы преодоления педагогических рисков управления инновационной площадкой в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 7-19. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2005.01, https://elibrary.ru/sdfiqn
5. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М., Троска З.А., Никонова О.Д. Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4 (113). С. 554-573. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.554-573, https://elibrary.ru/gabnlz
6. Soto J.E., Mercado O.M., De la Hoz Reyes R. Diverser a project of inclusive education from and for diversity // Technium Social Sciences Journal. 2021. № 26 (1). Р. 338-350.
7. Amunga J. Leveraging technology to enhance STEM Education Amidst the COVID-19 pandemic: An over view of pertinent concerns // Technium Social Sciences Journal. 2021. № 18 (1). Р. 40-55.
8. Yemini M., Oplatka I., Sagie N. Project Monitoring, Control, and Evaluation: The Unique Aspects of Pro jects in Schools // Project Management in Schools. Cham. Palgrave Pivot. 2018. P. 103-128.
9. Каменева Е.А., Киселева Н.И., Селиванова М.А., Узюмова Н.В. Национальные проекты и программы в сфере образования в России: осведомленность и ожидания участников образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 689-706. https://doi.org/10.32744/pse.2023.6.40, https://elibrary.ru/lqdphr
10. Ломакина О.В. Управление рисками при реализации образовательного проекта // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 64-72. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.10.P.64, https://elibrary.ru/mgnkrv
11. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 50-57. https://elibrary.ru/shqlll
12. Причинин А.Е. Институционализация процесса управления рисками в системе образования // Вест ник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33. № 4. С. 390 397. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2023-33-4-390-397, https://elibrary.ru/xbbeju
13. Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 28-39. https://doi.org/10.31992/08693617-2022-31-3-28-39, https://elibrary.ru/nlemek
14. Eger L., Egerova D. Project risk management in educational organizations: A case from the Czech Republic // Educational Management Administration & Leadership. 2016. Vol. 44. Issue 4. P. 578-598.
15. Sumual H., Sumilat J.M. Unima risk management development // Technium Social Sciences Journal. 2022. № 28 (1). Р. 489-496. https://doi.org/10.47577/tssj.v28i1.5460, https://elibrary.ru/ssnigz
16. Deshmukh G.K., Hory Sankar Mukerjee, Devi Prasad U. Risk Management in Global CRM IT Projects Business Perspectives and Research. 2020. Vol. 8. Issue 2. P. 156-172. https://doi.org/10.1177/22785337198870
17. Причинин А.Е. Развитие подходов к управлению рисками образовательных проектов // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 95-111. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2024-1-95-111, https://elibrary.ru/mmkvsd
18. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. 365 с. https://elibrary.ru/qwfeit
19. Хомутова Е.Г., Спиридонова А.А., Прокопов Н.И. Модель управления рисками для обеспечения качества образования в университете // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 670-685. https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.40, https://elibrary.ru/agnrxs
20. Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 3. С. 184-220. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220, https://elibrary.ru/fditnj
21. Причинин А.Е. Риски образовательных проектов: сущность и закономерности. Ижевск: Удмуртский университет, 2023. 284 с. https://elibrary.ru/mghcaa
22. Панченко А.Б. Структура системы управления образованием в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 44-57. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.71.2.004, https://elibrary.ru/drjcjv
23. Новопашина Л.А., Григорьева Е.Г., Ильина Н.Ф., Бидус И.А. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 2. С. 59-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96, https://elibrary.ru/qprsuh
24. Белоцерковский А.Б. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3-9. https://elibrary.ru/palvjx
25. Михайлова Е.Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10 (88). С. 59-63. https://elibrary.ru/kzglkh
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Причинин А.Е. Управление рисками образовательных проектов: обоснование существенных смысловых единиц. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1379-1393. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1379-1394
For citation:
Prichinin A.E. Risk management of educational projects: substantiation of essential semantic units. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1379-1393. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1379-1394