Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЯ И ШКОЛЫ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В 20-40-Е ГГ. XX В. В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-95-105

Аннотация

Рассматривается изменение взаимодействия провинциального музея и школы как результат идеологического влияния государственной политики на культурно-образовательную деятельность музеев в 20-40-е гг. XX в. Музеи до Октябрьской революции 1917 г. рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях. Музей и школа всегда влияли друг на друга. Музей выполнял роль своеобразного образовательного учреждения, интегрированного в систему образовательных институтов. Содержание музейной работы, с одной стороны, соответствовало составу коллекций местных музеев, с другой стороны, отвечало направлению правительственных мероприятий по культурному развитию и образованию населения. Основная задача работы музея в области просвещения и образования была направлена на ознакомление широких слоев населения с прошлым родного края и его настоящим. Кроме этого, через художественные коллекции музея происходило приобщение к искусству. Научно-познавательные лекции повышали образовательный уровень населения. Местные краеведческие общества в тесном контакте с местными музеями играли важную роль в повышении культурного уровня общества. Они были формой проявления демократической самодеятельности населения, рассказывали о традициях, национальных корнях, консолидировали общество. Значительны заслуги краеведов в развитии вспомогательных исторических дисциплин, разработке методов атрибутирования и описания музейных предметов. Основными формами просветительной и образовательной работы с населением в музеях Тамбовской губернии в 20-30-е гг. ХХ в. было: проведение экскурсий, чтение лекций, организация выставок. Но к середине 1920-х гг. в деятельности музеев нарастает пропагандистское, идеологическое воспитание масс. Направление этой работы определяла коммунистическая партия, что привело в 1920-1930-х гг. к утверждению политико-просвети-тельной работы в качестве основного вида деятельности советских музеев. Музеи стали частью общегосударственной и партийной системы. Деятельность музеев окончательно унифицировалась в масштабах страны. Главной функцией музеев на данном этапе являлась культпросветработа среди населения. Деятельность музея ставилась в прямую зависимость от задач школы, где начинала преобладать односторонняя ориентация на формирование, классового подхода к знаниям.

Об авторе

Юлия Валерьевна Щербинина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Гнедовский М.Б. Роль сценария в экспозиционной работе музеев // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987.

2. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.

3. Ильинская Н.И. Становление педагогических идей в области отечественного музееведения // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 2.

4. Махрачев С.Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов, 2005.

5. Сотникова С.И. Музеология как междисциплинарное знание // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции. Томск, 2002.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М., 1967-1981. Т. 35.

7. Колокольцева Н.Г. Периодическая печать об образовательной деятельности музеев в первые годы советской власти // Музейная пропаганда 1920-1930 гг. в зеркале прессы. М., 1991.

8. Сундиева А.А. История одной декларации // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300 (I).

9. Ащукин Н.С. Музей и школа // Народное просвещение. 1918. № 23-25. URL: http://www. elib.gnpbu.ru/text/pedagogicheskaya-bibliogra-fiya_kn-6_1926 (дата обращения: 21.05.2015).

10. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1997.

11. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-1404.

12. Алленова В.А., Мизис Ю.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. - 30-е гг. XX в.). Тамбов, 2002.

13. Поправко Е.А. Музееведение. Владивосток, 2006.

14. Организация советской науки в 1917-1925 гг. Сборник документов. Л., 1968.

15. История Тамбовской области. Воронеж, 1971.

16. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007.

17. ГАТО. Ф. Р-1478.

18. Соболев В.С. Академия наук и краеведческое движение // Вестник РАН. 2000. № 6.

19. Головащенко В.А., Ухлинова А.И. Из истории Тамбовского областного краеведческого музея (по материалам ГАТО) // Сборник научных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Тамбов, 2001. Вып. 1.

20. Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. М., 1919. URL: http://www.elib. gnpbu.ru/text/pedagogicheskaya-bibliografiya _kn-6_1926/ (дата обращения: 24.05.2015).

21. Годунова Л.Н. Органы управления музейным делом в СССР. 1917-1941 гг. // Музейное дело в СССР. Музейное строительство в СССР. М., 1989.

22. Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 - I половина 60-х гг.). М., 1988.

23. Ганнусенко Н.И., Омельченко Ю.А. Школьные музеи // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001. Т. 2.


Рецензия

Для цитирования:


Щербинина Ю.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЯ И ШКОЛЫ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В 20-40-Е ГГ. XX В. В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(2):95-105. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-95-105

For citation:


Shcherbinina Yu.V. TRANSFORMATION OF MUSEUM AND SCHOOL COOPERATION IN EDUCATIVE WORK IN 20-40-S OF XX CENTURY IN TAMBOV PROVINCE. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(2):95-105. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-95-105

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)