Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 21, № 2 (2016)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

5-10 71
Аннотация
Рассмотрена модель предпринимательского университета как одна из ведущих моделей современного университета. Формирование новых моделей университетов - это реакция на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, на вызовы глобального общества. Сущность модели предпринимательского университета заключается в том, что предпринимательский университет сам демонстрирует признаки предпринимательской структуры, реализует программы по предпринимательству, развивает предпринимательский дух в студентах различных специальностей. Основной чертой предпринимательского университета является его финансовая независимость от государства. Приведены трактовки понятия «предпринимательский университет», критерии данной модели, демонстрируется разница между предпринимательской деятельностью университета и коммерческой структуры. Пионерами в сфере становления модели предпринимательского университета являются западные вузы. В качестве иллюстрации реализации модели предпринимательского университета приводится опыт университетов США, Германии, Швеции, Нидерландов.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11-20 53
Аннотация
Раскрыты особенности межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку, выявлены причины нарушений межкультурного взаимодействия (восприятие, стереотипизация, этноцентризм). Проанализированы понятия менталитет, ментальность, культурное самоопределение, концепт и др. Содержание менталитета составляют знания, которыми владеет данная общность людей, отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения, выражает представление людей о жизни и окружающем мире. Доказано, что в процессе обучения межкультурной коммуникации, сознательно направленной на коррекцию коммуникативного поведения обучаемого, происходят изменения в декларативных и процедурных знаниях студента. Концепты формируются в реальных жизненных процессах социализации языковой личности в изучаемом лингвокультурном сообществе, а системные представления о них формируются в процессе инкультурации, постепенного ознакомления и овладения знаниями о другой, иноязычной культуре. Обосновано, что идее универсальности в видении мира людьми противопоставляется идея асимметричности концептов, лежащих в основе языковых форм, отражающих культурный опыт данного народа. Знаки культуры, накладываясь друг на друга, представляют асимметричное явление, совпадающее в одних частях и различающееся в других. Доказано, что в процессе совершенствования межкультурного взаимодействия обучаемый вырабатывает свой индивидуальный стиль учебной деятельности (индивидуальные способы и приемы усвоения лексических или грамматических явлений, культурных феноменов), овладевает знаниями, облегчающими ему понимание текстов (предметные знания из других областей), или адекватно воспринимает структурные признаки грамматического явления (знание грамматического правила).
21-32 43
Аннотация
Метод рецензирования (peer review) выступает одним из действенных методов обучения письменной речи на уроках иностранного языка, методический потенциал которого еще недостаточно полно раскрыт. Предложена методическая система обучения международной письменной коммуникации студентов направления подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования. Под методической системой понимается иерархически выстроенная система взаимосвязанных между собой компонентов. Методическая система состоит из целевого, теоретического, технологического и оценочно-результативного блоков. В основе авторской методической системы лежат системный, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Все эти подходы реализуются за счет ряда принципов: общедидактических (принципа сознательности и активности, принципа новизны); общеметодических: принципа ситуативно-тематической организации обучения, принципа коммуникативной направленности); частнометодических (принципа устного опережения речи, принципа учета правил орфографии изучаемого языка, принципа сопоставления с родным языком, принципа сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений, принципа поэтапности формирования навыков письма). Технологический блок методической системы включает методы обучения (коммуникативный, креативный, метод рецензирования), формы обучения (очную и дистанционную), средства обучения (учебно-методический комплекс, информационные и коммуникационные технологии). Оценочно-результативный блок включает критерии и показатели сформированности навыков письменной речи студентов направления подготовки «Международные отношения». Подробно представлены все компоненты методической системы и взаимосвязь между ними.
33-41 54
Аннотация
Обосновано, что в условиях кризиса классно-урочной системы обучения, связанного с формирующимся техно-информационным обществом и необходимостью происходящей при этом информатизацией образования, требуемое Федеральным государственным образовательным стандартом качество общего образования может быть обеспечено переходом к смешанному обучению, предполагающему дистанционное изучение теоретического материала учебных дисциплин и очную учебную деятельность обучающихся, направленную на выполнение практических работ в условиях образовательного учреждения. При этом основным видом учебной деятельности является самостоятельная учебная деятельность обучающихся, на всех этапах которой электронные образовательные ресурсы, разработанные на основе сред программирования высокого уровня, реализуют часть функций обучающего и, следовательно, являются участником образовательного процесса. В результате такой трансформации субъектного состава образовательного поля возникают три направления учебного взаимодействия: «учитель - обучающийся»; «обучающийся - электронный образовательный ресурс»; «учитель - электронный образовательный ресурс», которые приводят к образованию деятельностного треугольника «учитель - обучающийся - электронный образовательный ресурс». Проанализирована возможность осуществления образовательного процесса в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника и сделан вывод о том, что его реализация позволит перевести учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе на реальную информационную основу.
42-46 52
Аннотация
Актуальность рассматриваемой проблемы для системы начального образования определяется острой необходимостью совершенствования образовательного пространства и создания условий для достижения успешности всеми обучающимися, независимо от возможностей. Рассмотрена проблема формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих повышению уровня сформированности основных компетенций у младших школьников, обеспечивающих умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Важное место отведено проблеме здоровьесбережения младших школьников при формировании УУД в связи с тем, что данный процесс является достаточно утомительным и физически, психологически, личностно, мотивационно затратным. Проанализирована возможность использования технологий формирования УУД на основе психотерапевтического воздействия искусства, театрализации, коллективной творческой деятельности, взаимодействия школьников с природой. Подобный подход будет способствовать развитию нестандартно мыслящей творческой личности, способной к активному восприятию социального опыта и изменению окружающего мира, самоопределению и поиску в нестандартных ситуациях оригинальных решений как одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования в русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. В заключении сделан вывод о личностной и социальной значимости формирования у младших школьников УУД, что делает на современном этапе развития педагогики данную проблему значимой и актуальной.
47-54 73
Аннотация
Представлены данные о классификации молдавских народных подвижных игр с точки зрения возможности их применения в сфере физической культуры. Такая попытка сделана впервые, хотя в исторических и фольклорных исследованиях народные игры уже рассматривались в качестве особого рода двигательной активности. Исследование народных подвижных игр Молдавии производилось с помощью анализа исторической и научной литературы, педагогического наблюдения, пульсометрии, дифференцирования. В течение 2011-2016 гг. данные были собраны на территории Молдавии и Приднестровской Молдавской Республики. Анализ литературы производился в библиотеках Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, в архивах Приднестровской Молдавской Республики. Изучено свыше 250 различных источников, проведено 65 педагогических наблюдений, 120 обследований учащихся общеобразовательных учреждений и студенческой молодежи с помощью пульсометрии. Приведены данные этнографических экспедиций по изучению молдавских народных подвижных игр, рассмотрены примеры классификации народных подвижных игр, разработанных ранее. В результате исследования более 200 молдавских народных подвижных игр были дифференцированы по 12 признакам: место проведения игры; связь игры с традициями и укладом жизни населения Молдавии; уровень физической нагрузки во время игры; преимущественные виды движений в игре; сложность построения игры; виды взаимодействия играющих; возраст играющих; возможности применения игр с девочками и мальчиками; способ организации игры; направленное развитие с помощью игр физических качеств у участников игр; возможность применения игр в различных частях занятий по физической культуре; наличие элементов игры, схожих с элементами техники в различных видах спорта. Согласно избранным признакам классификации, подобраны народные молдавские подвижные игры, которые в дальнейшем объединены в 49 групп и представлены конкретными играми, обнаруженными в ходе проведенного исследования.
55-61 41
Аннотация
Произведено сравнение программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста России и Республики Ирак. Основными методами научного исследования являются анализ и обобщение данных специальной литературы, электронных источников, сравнение, индукция и дедукция. Сравниваются программы по физической культуре под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича, программа Т.А. Набоковой для общеобразовательной школы г. Березовский Свердловской области и образовательная программа по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Ирак 2012 г. Исследование проведено на базе кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Белгород) и Университета в Багдаде (Республика Ирак, г. Багдад) с 2014 по 2016 г. В качестве конкретных предметов изучения образовательных программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста были избраны: целеполагание программ как определение точки направленности их содержания; сочетание отдельных составляющих программ в единой структуре; наиболее характерные особенности, придающие специфику каждой отдельной из программ; направленность содержания программ по физической культуре в школе; нормативные требования к учащимся среднего школьного возраста, имеющиеся в содержании образовательных программ по физической культуре. Данные сравнительного анализа образовательных программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста Ирака и России производятся впервые. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для дальнейшего совершенствования образовательного процесса по предмету «Физическая культура» не только для общеобразовательных учреждений в России и Ираке, но и для других стран.
62-66 58
Аннотация
Рассмотрена разработанная методика определения готовности будущих учителей истории к историко-краеведческой деятельности на селе в рамках системы непрерывного агробизнес-образования. Указаны особенности работы в условиях сельской школы и важность развития регионального сельского образования, а также важность историко-краеведческого обучения для развития сельской местности и агробизнес-культуры обучающихся. Обоснована необходимость создания и внедрения новой методики в программу подготовки студентов высших учебных заведений историко-педагогического направления. Методика разработана на основе существующих, с учетом требований диссертационного исследования по формированию готовности будущих педагогов к историко-краеведческой деятельности на селе, состоит из двух частей - анкетирования и непосредственного наблюдения, что позволяет наиболее полно оценить уровень подготовленности студента. Приведенная методика учитывает различные критерии готовности к педагогической деятельности в сфере исторического краеведения, такие как: эмпатийность, социорефлексия, гностические и конструктивные умения, знание истории местности, фольклора и традиций, владение методами исторического анализа, агробизнес-культурой, коммуникативными навыками и др. Итогом исследования с использованием разработанной методики становится сводный лист готовности к историко-краеведческой деятельности. В таком листе указан уровень сформированности каждой из исследуемых компетенций, выраженный в процентном отношении, где за 100 % принимается максимальный уровень их сформированности.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

67-75 70
Аннотация
История России в целом может быть результативно изучена только на основе исследования истории крупных российских регионов, отличавшихся индивидуальной спецификой своего развития. Одним из таких регионов являлась территория верхнего течения Оки и ряда прилегающих территорий, представлявшая собой отдельную историко-географическую провинцию. Проведен анализ историко-географических причин ее выделения и рассмотрены отдельные аспекты существования. Указано, что данный регион в течение VIII-XVI вв. характеризовался наличием общего комплекса политико-экономических и социально-географических особенностей, ставших причинами длительного существования сначала автономного вятичского этнополитического объединения (племенного княжения), а затем Верховских княжеств в окружении соседей, более сильных в экономическом, военном и политическом отношении. Проанализированы история и причины возникновения рассматриваемого термина, предложена возможная периодизация истории региона, обоснована экономико-географические и историко-географические предпосылки его возникновения, существования и завершения. Обосновано существование внутреннего единства и преемственности различных этапов исторического развития. Отмечена связь рассматриваемой территории с историей Хазарского каганата, Черниговского княжества, Золотой Орды, Московского и Литовского великих княжеств, Русского централизованного государства. Приведен историографический обзор по рассматриваемой тематике.
76-85 64
Аннотация
Впервые на основе сплошного изучения опубликованных нормативных и административных актов первых лет советской власти (1917-1921 гг.) и применения контент-анализа, одного из количественных методов современной исторической науки, исследованы особенности восприятия государственной властью демографических и экологических проблем российской деревни в переломный момент перехода от традиционного к индустриальному типу общества. Анализ более сотни выявленных документов по данной тематике позволил нам объективно оценить уровень осознанности и заинтересованности советской власти в решении демоэкологических проблем. В результате сделаны выводы о том, что экологические вопросы использования природных ресурсов в сельском хозяйстве решались властями наряду с прочими хозяйственными вопросами. Демографические проблемы также не являлись самостоятельными и были частью социально-экономической политики. Насущными задачами были максимальное увеличение посевной площади с целью решения продовольственной проблемы, сдерживание населения в границах Европейской России для обработки земли и восстановления сельского хозяйства, вырубка лесов на экспорт. Проблемы рационального природопользования, как и в дореволюционное время, откладывались на потом.
86-94 38
Аннотация
Изучен опыт защиты гражданского населения от бомбардировок и применения химического оружия в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. в Двинском военном округе. Особое внимание уделено анализу правовых аспектов применения разрывных снарядов и отравляющих веществ, что было запрещено по решениям Гаагской мирной конференции 1899 г. Доказано, что опыт, приобретенный военным командованием и гражданской администрацией Российской империи в Двинском военном округе, в дальнейшем успешно использовался в других военных округах в годы Первой мировой войны. Примечательно, что разработанные способы защиты населения в военные годы легли в основу зарождения отечественной системы местной противовоздушной обороны (гражданской обороны). Раскрыты основные этапы формирования элементов гражданской обороны в рассматриваемый период и уточнены способы противодействия угрозам для мирного населения. Уточнена деятельность Комиссии по борьбе с удушливыми газами, в состав которой входили представители Земского союза и Комитета технической помощи, видные ученые-химики, физики, врачи и инженеры. Отмечено особое значение профилактической работы среди населения приграничных территорий и прифронтовой зоны.
95-105 53
Аннотация
Рассматривается изменение взаимодействия провинциального музея и школы как результат идеологического влияния государственной политики на культурно-образовательную деятельность музеев в 20-40-е гг. XX в. Музеи до Октябрьской революции 1917 г. рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях. Музей и школа всегда влияли друг на друга. Музей выполнял роль своеобразного образовательного учреждения, интегрированного в систему образовательных институтов. Содержание музейной работы, с одной стороны, соответствовало составу коллекций местных музеев, с другой стороны, отвечало направлению правительственных мероприятий по культурному развитию и образованию населения. Основная задача работы музея в области просвещения и образования была направлена на ознакомление широких слоев населения с прошлым родного края и его настоящим. Кроме этого, через художественные коллекции музея происходило приобщение к искусству. Научно-познавательные лекции повышали образовательный уровень населения. Местные краеведческие общества в тесном контакте с местными музеями играли важную роль в повышении культурного уровня общества. Они были формой проявления демократической самодеятельности населения, рассказывали о традициях, национальных корнях, консолидировали общество. Значительны заслуги краеведов в развитии вспомогательных исторических дисциплин, разработке методов атрибутирования и описания музейных предметов. Основными формами просветительной и образовательной работы с населением в музеях Тамбовской губернии в 20-30-е гг. ХХ в. было: проведение экскурсий, чтение лекций, организация выставок. Но к середине 1920-х гг. в деятельности музеев нарастает пропагандистское, идеологическое воспитание масс. Направление этой работы определяла коммунистическая партия, что привело в 1920-1930-х гг. к утверждению политико-просвети-тельной работы в качестве основного вида деятельности советских музеев. Музеи стали частью общегосударственной и партийной системы. Деятельность музеев окончательно унифицировалась в масштабах страны. Главной функцией музеев на данном этапе являлась культпросветработа среди населения. Деятельность музея ставилась в прямую зависимость от задач школы, где начинала преобладать односторонняя ориентация на формирование, классового подхода к знаниям.
106-114 53
Аннотация
Проанализированы причины возникновения центральных чрезвычайных органов власти в годы Великой Отечественной войны. Источниками стали мемуары государственных деятелей и военачальников, входивших в сталинское окружение. Методологической основой исследуемой проблемы является анализ довоенного, военного и послевоенного политических режимов как единого целого. Это позволяет понять степень, причины и масштабы изменения политического режима военного времени. В предлагаемой гипотезе опирается на историографию последних лет. В историографии существует противоречие между критической оценкой роли И.В. Сталина в предвоенный и послевоенный периоды, и его высокой оценкой в годы Великой Отечественной войны. На примере Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования показано, что их работа стала эффективной в основном со второй половины 1942 г. Принимавшиеся решения стали результатом коллективных обсуждений. Возобновление репрессий по окончании войны позволяет утверждать, что в 1942-1945 гг. И.В. Сталин изменил стиль своей работы под давлением внешних обстоятельств, а после их исчезновения вернулся к привычному для себя стилю.

ПЕРСОНАЛИИ

115-120 54
Аннотация
Рассмотрено психолого-педагогическое наследие профессора В.А. Яковлева. Кроме этого, представлены известные психологи-уроженцы Тамбовской области. Кратко описаны биографические данные профессора и его трудовая педагогическая деятельность. Сообщено об открытии кафедры психологии в Тамбовском государственном педагогическом институте в составе пяти кафедр психологии в вузах Российской Федерации, кроме Москвы и Ленинграда, приказом Министерства просвещения от 26 августа 1946 г. Дана краткая характеристика научных школ, их руководителей и проблематики научных изысканий этих кафедр психологии. Указано также на умелый подбор членов кафедры психологии Тамбовского пединститута В.А. Яковлевым, имеющих опыт работы в школах или опыт исследовательских навыков в столичных аспирантурах. Перечислены основные научные и методические труды В.А. Яковлева. Отмечено, что его ученики внесли большой вклад в пропаганду научных идей своего учителя в разных регионах страны, занимая административные должности в вузах, школах и училищах. Отмечена связь преподавателей кафедры, возглавляемой Владимиром Александровичем, с учеными-психологами и педагогами того времени, о чем свидетельствуют автографы этих ученых и участие многих из них в научно-практических конференциях, съездах и других научных форумах, а также приезд ведущих специалистов на кафедру для консультаций аспирантов и преподавателей. Основной заслугой его является умелое научное руководство исследовательской деятельностью аспирантами и школьными учителями, в результате которой даны не только теоретические выводы, а и проверенные экспериментальным путем практические рекомендации по нравственному воспитанию учащейся молодежи. По его мнению, нравственное воспитание детей зависит не столько от средств и методов, сколько от психолого-педагогических условий проектирования воздействия в единстве средств духовно-нравственного просвещения и практической психолого-педагогической деятельности по формированию системы подлинно человеческой (духовно-нравственной) системы отношений в ближайшей зоне развития личности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)