Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-111-120

Аннотация

Боснован феномен «самоотношение», который лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия. Анализ научной литературы и опыта профессиональной деятельности позволили выявить противоречия между необходимостью преобразования негативной установки подростка на себя, на свои силы и возможности в позицию самодостаточной, значимой и нужной обществу личности, и отсутствием разработанных конструктивных стратегий в образовательной практике школы. Самоотношение рассматривается как качество личности подростков, основанное на совокупности установок подростка на себя, способствующих психологическому здоровью личности. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что важнейшей детерминантой психологического здоровья является самоотношение личности, оказывающее регулирующее влияние на деятельность и поведение подростка, и его развитие будет проходить успешно при специально организованных психологических условиях. В соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы, как наблюдение, беседа, эксперимент. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовался комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн и др. Рассмотрены условия развития самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста; раскрываются критерии психологического здоровья; выявлены связи показателей самоотношения и психологического благополучия.

Об авторах

Татьяна Ивановна Гущина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Инна Геннадиевна Андреева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

3. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

4. Пантилeев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

5. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

7. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2009.


Рецензия

Для цитирования:


Гущина Т.И., Андреева И.Г. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):111-120. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-111-120

For citation:


Gushchina T.I., Andreeva I.G. SELF-ATTITUDE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF TEENAGE CHILDREN’S PSYCHOLOGICAL HEALTH. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(5-6):111-120. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-111-120

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)