Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

МАКАРОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

МАКАРОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

доктор педагогических наук, профессор. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185

РИНЦ: SPIN-код: 7872-0533, AuthorID: 612993

https://tsutmb.ru/institutes/ped/about/kafedryi/pedagogiki-i-obrazovatelnyix-texnologij/

E-mail: mako20@inbox.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

1977 – Тамбовский государственный педагогический институт, специальность «Математика», квалификация «Учитель математики», с отличием

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

1986 – кандидат педагогических наук, диссертация на тему «Развитие социальной активности старшеклассников в процессе воспитания ответственного отношения к учебной деятельности»

1995 – ученое звание доцента по кафедре педагогики

2001 – доктор педагогических наук, диссертация на тему «Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы»

2003 – ученое звание профессора по кафедре общей педагогики

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1980–1982 – ассистент кафедры педагогики Тамбовского государственного педагогического института

1982–1985 – аспирант кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина

1986–1997 – ст. преподаватель, доцент кафедры педагогики Тамбовского государственного педагогического института / Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

1998–2000 – научный сотрудник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

2001–2009 – зав. кафедрой общей педагогики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

2009–2015 – профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

2016 – наст. вр. – заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Эвристическое обучение, креативная педагогика и психология, нейропедагогика, информационный иммунитет личности, индивидуализация подготовки преподавателей высшей школы

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Методологическое обеспечение научного исследования
  • Технологии создания научных и учебных изданий, проектов
  • Научно-исследовательский семинар
  • Педагогическое мастерство преподавателя вуза
  • Методология и методы педагогического исследования
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Профессиональное становление преподавателя профильных дисциплин в высшей школе
  • Общая педагогика, история педагогики и образования

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

  • Член диссертационного совета по научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования»
  • Руководитель региональной научной школы «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования»
  • Член жюри Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал»
  • Трижды Лауреат конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений по направлению «Психология и педагогика», проводимого Фондом развития отечественного образования (зарегистрирована в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы (НИИ РИНКЦЭ)

Участие в редколлегии научных изданий:

  • Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, главный редактор
  • Воздушно-космические силы. Теория и практика, член редколлегии
  • Молодежная наука: тенденции развития, член редколлегии

Подготовлено и защищено 1 докторская и 15 кандидатских диссертаций

ПОЛУЧЕННЫЕ ГРАНТЫ

  • «Система непрерывного гуманитарного образования: научно-методические основы», проект Министерства образования РФ, НТП «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала»
  • «Разработка системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава колледжей, вузов, учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования в условиях модернизации общего образования», проект Министерства образования РФ
  • «Инструментарий исследования эффективности системы подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования», проект Министерства образования РФ, НОП «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования»
  • «Особенности процесса непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», проект ФЦП «Дети России»
  • «Разработка и апробация моделей профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей»: проект АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»
  • «Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров: культура, проектирование, квалиметрия»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
  • «Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя и студента»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
  • «Разработка и реализация многоуровневой компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров», проект Министерства образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.»
  • «Методология и методы научных исследований»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
  • «Методологическое обеспечение и современные технологии организации научно-исследовательской работы в условиях уровневого образования в высшей школе»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
  • «Научно-методическое обеспечение развития личностно-профессиональных компетенций аспирантов в условиях изменяющейся внешней среды», проект в рамках госзадания Минобрнауки РФ
  • «Разработка индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов», проект РГНФ

НАГРАДЫ, ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почетный работник высшего профессионального образования
  • Почетный наставник высшего профессионального образования

ЗНАЧИМЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Статьи

Abilitation of a child with infantile cerebral paralysis by means of diagonal gymnastics // Psychology and Education. 2021. Vol. 58. № 3. P. 124-145. (в соавт.)

Условия планирования многолетней физической подготовки спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения // Теория и практика физической культуры. 2019. № 8. С. 57-59. (в соавт.)

Специфика моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1054-1058. (в соавт.)

Специфика корреляционно-регрессивного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1059-1067. (в соавт.)

Сравнительный анализ итогового уровня развития аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 5. С. 1482-1489. (в соавт.)

Книги

Самоуправление в системе воспитания. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 191 с. (в соавт.)

Основы психолого-педагогической грамотности студентов медицинского вуза. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 152 с. (в соавт.)

Саморазвитие личности: интеллект, творчество, профессионализм. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 147 с. (в соавт.)

Профессиональное воспитание и студенческое самоуправление в вузе: теории и технологии. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 185 с. (в соавт.)

Критическое мышление учащихся: способы саморазвития. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 96 с. (в соавт.)

Критическое мышление преподавателя и студента. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. 308 с. (в соавт.)