Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: прагматический аспект

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52

Аннотация

Рассмотрены особенности обучения прагматическому аспекту отрицания в английском языке на лингвокогнитивной основе. Проанализирована такая функциональная сторона отрицания, как отрицательная коммуникативная реакция, играющая важную роль в процессе речевого общения. Приведена классификация отрицательных коммуникативных реакций и упомянуты их отличительные особенности. Обоснована возможность одновременного обучения вербальным и невербальным средствам передачи отрицательных смыслов в рамках обучения английскому языку, построенному на лингвокогнитивной базе. Приведен ряд примеров успешного применения такого обучения, в основе которого лежат жесты и движения тела, выступающие одновременно и инструментом преподавания, и объектом изучения. Обоснована необходимость обучения студентов особенностям невербального коммуникативного поведения носителей языка как важному аспекту изучаемой лингвокультуры. Даны рекомендации по оптимизации образовательного процесса, построенного на лингвокогнитивной основе для гармоничной интеграции в него ряда методик, разработанных в рамках традиционного похода к обучению иностранному языку, в чем проявляется интегрирующий характер подобного инновационного обучения. Приведены некоторые трудности, которые могут появиться при организации занятий на лингвокогнитивной основе, и предложены пути их решения.

Об авторе

С. В. Мотов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Университет Уэстерн Иллинойс
Россия

Мотов Сергей Владимирович, ассистент кафедры иностранных языков и профессионального перевода; преподаватель русского языка кафедры иностранных языков и литератур

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

614551, Соединенные Штаты Америки, Иллинойс, Макомб, 1 Юниверсити Серкл



Список литературы

1. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. памяти академика РАО Инессы Львовны Бим / отв. ред. А.В. Щепилова, Л.Г. Викулова. М., 2013.

2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4-5. С. 35-38.

3. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 2000.

4. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М., 2008.

5. Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18). Ч. 1. C. 162-164.

6. Шамов А.Н. Когнитивный подход в обучении лексической стороне речи. Н. Новгород, 2002.

7. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М., 2003.

8. Болдырев Н.Н. Концептуализация функции отрицания как основа формирования категории // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 1 (26). С. 5-14.

9. Мотов С.В. Оценочный аспект концепта «отрицание» (на материале современного английского языка) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 4 (72). С. 100-105.

10. Horn L.R. A Natural History of Negation. Stanford, 2001.

11. Horn L.R. Multiple negation in English and other languages // The Expression of Negation. Berlin, 2010.

12. P. 111-148.

13. Tottie G. Where do negative sentences come from // Studia Linguistica. 1982. Vol. 36. № 1. P. 88-105.

14. Wason P.C. The processing of positive and negative information // Quarterly Journal of Experimental Psychology. L., 1959. № 11. P. 92-107.

15. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. N. Y., 2015.

16. Lapaire J. La Grammaire Anglaise en Mouvement. P., 2006.

17. Giovanelli M. Cognitive linguistics in the English classroom: new possibilities for thinking about teaching grammar. URL: http://www.academia.edu/4042794/Cognitive_linguistics_in_the_English_classroom_new_ possibilities_for_thinking_about_teaching_grammar (accessed: 02.02.2018).

18. Holme R. Cognitive linguistics and the second language classroom // TESOL Quarterly. 2012. Vol. 46. № 1. P. 6-29.

19. Мотов С.В. Применение лингвокогнитивного подхода для оптимизации образовательного процесса при обучении иностранным языкам (на примере категории отрицания в английском языке) // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 9 Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Тамбов, 2018. С. 174-179.

20. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. 1. C. 165-168.

21. Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. Basingstoke, 2009.

22. McNeill D. Gesture and Thought. Chicago, 2005.

23. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика. 2007. Вып. 1 (21). С. 69-75.

24. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

25. Терехов И.В. Изучение студентами-лингвистами речевого поведения носителей языка на материале художественного кино Британии: проблема и пути решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 3 (95). С. 97-101.


Рецензия

Для цитирования:


Мотов С.В. Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: прагматический аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(180):44-52. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52

For citation:


Motov S.V. Teaching English negation on linguocognitive basis: pragmatical aspect. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(180):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)