ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
С 2018 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется образовательно-просветительский проект «Школа компетенций», направленный на формирование у студентов классического вуза целого спектра дополнительных профессиональных компетенций. Проект реализуется в рамках института наставничества Объединенным студенческим научным советом на базе университета, а также при сотрудничестве с партнерами вуза. Один из тематических модулей «Школы компетенций» – проект «Молодежное предпринимательство», в ходе которого участники могут сформировать ряд предпринимательских компетенций. В работе авторы 1) обосновывают актуальность формирования компетенций в области предпринимательства у студентов классического вуза; 2) проводят обзор исследований, посвященных формированию предпринимательских компетенций у обучающихся; 3) описывают пять этапов реализации проекта «Молодежное предпринимательство»; 4) предлагают методические рекомендации по реализации данного или аналогичных проектов по молодежному предпринимательству в вузах. Проект «Молодежное предпринимательство» включает следующие пять этапов: 1) программа объединенного студенческого научного совета; 2) программа инновационного бизнес-инкубатора; 3) программа центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса»; 4) разработка стартапов и 5) открытие малых и малых инновационных предприятий. Для успешной реализации проекта рекомендуется учитывать несколько условий, влияющих на эффективность и продуктивность его результатов: а) время и сроки проведения проекта; б) контингент участников проекта; в) контингент тренеров проекта; г) место реализации проекта и д) формат проведения занятий. В работе подробно описаны этапы реализации проекта и методические рекомендации по успешному его проведению.
Рассмотрены аспекты становления маркетинга впечатлений как философии маркетинга. Направление маркетинга впечатлений получило развитие в русле экономики впечатлений. В основе концепции лежит тезис о том, что приобретение товара или услуги сопровождается формированием впечатлений от процесса покупки, а характер этих впечатлений определяет лояльность потребителя к бренду компании, предлагающей товары или услуги. Маркетинг впечатлений получил развитие на стыке маркетинга взаимоотношений, эмоционального маркетинга, событийного маркетинга, шоу-маркетинга. Маркетинг впечатлений призван сделать сам процесс приобретения товара или услуги более персонализированным. Маркетинг впечатлений стал применяться в сферах, связанных со сферами продажи впечатлений (гостиничный, ресторанный бизнес и т. д.). Идея маркетинга находит применение в процессе продвижения образовательных услуг университета. Рассмотрены кейсы событийного продвижения Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, суть которых отражает идеи маркетинга впечатлений. В качестве кейса рассмотрен опыт проведения специального события «Ночь в ТГУ», ориентированного на формирование позитивного впечатления у гостей. Одна из задач «Ночи в ТГУ» заключалась в демонстрации возможностей университета в неформальном ключе, отстроенном от традиционно проводимых мероприятий.
Обоснована необходимость формирования способности студентов к саморазвитию в условиях реализации в техническом вузе разноуровневых образовательных программ. Проанализированы различные педагогические и психологические подходы к формулированию и использованию в соответствующих науках понятия «саморазвитие личности». Пояснен выбор научного подхода, в рамках которого саморазвитие определяется как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, соответствующих своим жизненным ценностям и установкам. Определена одна из основных задач технических университетов – задача актуализации и управления профессиональным образованием студентов, результатом которой является органично сформированная личность, способная к саморазвитию через самообразование и самовоспитание. Сформулированы внешние факторы (научная, учебная, информационная, социальная и спортивная базы университета; научно-исследовательская работа и профессиональная деятельность на этапе обучения; воспитательная работа под руководством преподавателей и кураторов; учебная работа под руководством преподавателей) и внутренние факторы (факторы, способствующие самообучению студентов; факторы, способствующие самореализации собственных планов и идей), влияющие на готовность к саморазвитию будущего инженера. Обоснован в качестве основного внешнего фактора – фактор личностного влияния преподавателей вуза на саморазвитие студентов. Выделены личностные характеристики основных типов преподавателей технического вуза. Проанализированы взгляды ученых различных научных школ на проблему влияния личности преподавателя на формирование способности к самообразованию и саморазвитию студентов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрена проблема формирования навыков научного труда у студентов технических вузов. Одним из возможных путей решения является использование элементов научно-исследовательской работы в процессе обучения иностранному языку, поскольку эта учебная дисциплина предоставляет широкие возможности для формирования данных навыков. Показано, что научно-исследовательская деятельность на иностранном языке способствует развитию исследовательских умений, аналитических способностей и критического мышления. Обучение студентов различным видам работы с текстом, таким как умение извлекать информацию, использовать навыки сжатия (реферирование) и расширения информации (комментирование), цитирования, составление библиографического списка поможет им получить навыки написания статей. Умение выступить с презентацией, задавать вопросы и аргументированно доказывать свою точку зрения подготовит обучающихся к выступлению с докладом на научной конференции и участию в научной дискуссии. Использование компьютерных технологий на всех этапах обучения (поиск информации, создание письменного текста, подготовка презентации) также формирует необходимые современному специалисту навыки. Привлечение внимания студентов к научно-исследовательской работе на иностранном языке способствует повышению мотивации к научной работе и дальнейшему изучению иностранного языка, который становится средством получения профессиональной информации и обобщения уже имеющихся знаний в научной работе. Опора на ранее полученные знания выдвигает формирование навыков научного труда в рамках дисциплины «иностранный язык» на первый план для студентов неязыкового профиля обучения. Данные выводы могут быть полезны для преподавателей технического вуза и студентов и использованы для совершенствования организации научно-исследовательской работы будущих специалистов.
Рассмотрены особенности обучения прагматическому аспекту отрицания в английском языке на лингвокогнитивной основе. Проанализирована такая функциональная сторона отрицания, как отрицательная коммуникативная реакция, играющая важную роль в процессе речевого общения. Приведена классификация отрицательных коммуникативных реакций и упомянуты их отличительные особенности. Обоснована возможность одновременного обучения вербальным и невербальным средствам передачи отрицательных смыслов в рамках обучения английскому языку, построенному на лингвокогнитивной базе. Приведен ряд примеров успешного применения такого обучения, в основе которого лежат жесты и движения тела, выступающие одновременно и инструментом преподавания, и объектом изучения. Обоснована необходимость обучения студентов особенностям невербального коммуникативного поведения носителей языка как важному аспекту изучаемой лингвокультуры. Даны рекомендации по оптимизации образовательного процесса, построенного на лингвокогнитивной основе для гармоничной интеграции в него ряда методик, разработанных в рамках традиционного похода к обучению иностранному языку, в чем проявляется интегрирующий характер подобного инновационного обучения. Приведены некоторые трудности, которые могут появиться при организации занятий на лингвокогнитивной основе, и предложены пути их решения.
Рассмотрены исследования в области образовательных интернет-проектов и проектной методики, а также формирование грамматических навыков речи студентов языкового вуза на основе реализации обучающих интернет-проектов. При анализе источников использовался метод анализа и обобщения результатов исследований по данной теме. Использование метода проекта предполагает определенный уровень творчества и коммуникации между участниками проекта. По мнению многих ученых, с учетом современного этапа развития образовательного процесса внедрение информационных технологий способно улучшить процесс обучения посредством использования технологий Веб 2.0. Однако основное количество работ по использованию интернет-технологий в рамках проектной методики посвящены развитию социокультурной компетенции, не исследуя в достаточной мере формирование грамматических навыков речи студентов. Уделено особое внимание такой функции технологий Веб 2.0, как обучение аспектам языка, а именно, грамматике с помощью проектов, основанных на вышеуказанных технологиях. Указано наличие определенной теоретической базы для дальнейшего исследования психолого-педагогических условий формирования грамматических навыков речи с использованием выделенных из общего числа интернет-проектов. Разработана типология языковых интернет-проектов, отвечающая задаче формирования грамматических навыков речи студентов языкового вуза. Дальнейшее использование результатов исследования позволит подробно рассмотреть психолого-педагогические условия успешного использования языковых интернет-проектов в процессе обучения иностранному языку студентов языкового вуза.
Использование современных интернет-технологий в обучении иностранному языку представляется одним из наиболее перспективных направлений с позиции оптимизации учебного процесса. Предложено авторское определение термина «интернет-технология», под которым понимается многовидовая система взаимодействия преподавателя и обучающегося при помощи современных технических средств сети Интернет, направленных на реализацию поставленных коммуникацией задач. Также в качестве наиболее перспективного подвида определяется блог учебной группы, которому было дано авторское определение в качестве коллективного блога, в котором обучающиеся одной группы публикуют свои работы для дальнейшего обсуждения с целью развития речемыслительных навыков. Составные элементы акта коммуникации, включающие в себя участников, цель, тему, речевые средства и обстоятельства, реализуются на примере блога учебной группы. Отмечено преимущество дидактических свойств и методических функций блога учебной группы в формировании и развитии коммуникативных умений «чтение», «письмо», «говорение», «речь» и «слушание». Изучаемый в центре научного исследования тип блога представляется в качестве единой площадки для коммуникации и пространства для коллективной работы группы пользователей и модератора. На основе неизменного набора статусов и ролей в диаде «преподаватель – студент» тематическая направленность блога определяется модератором – выполнение заданий, обсуждение опубликованного материала, рефлексия на сообщения других пользователей. Также исследован блог учебной группы в качестве одной из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку.
Обучение иностранному языку направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Целью преподавания иностранного языка является развитие речевых умений и навыков. В методике непрерывно происходит поиск новых форм работы, увеличивающих продуктивность процесса, имеющий большой лингводидактический потенциал. Один из видов работ на занятиях по иностранному языку, использующийся на протяжении многих лет, – диктант. Диктоглосс – это разновидность диктанта, но ставящая перед собой более объемные цели, развивающая не только письмо, а еще и говорение, чтение, аудирование. Проведенный анализ Примерных программ по иностранному языку для школы показал, что необходимо разработать упражнения, помогающие в сжатые сроки развивать как можно больше речевых умений и навыков, таким образом увеличив продуктивность процесса преподавания иностранного языка. В связи с этим был изучен ряд исследований как русских, так и зарубежных авторов, посвященных диктоглоссу, и на их основе выведена техника проведения диктоглосса поэтапно и разновидности данного вида работы. В представленной работе: 1) дано определение диктоглосса; 2) определены основные этапы его проведения (подготовка, диктовка, переработка, анализ и исправление); 3) описаны разновидности диктоглосса; 4) доказан большой лингводидактический потенциал диктоглосса, выраженный в применении лексико-грамматических знаний учеников не обособленно, а в комплексе для решения практических речевых заданий.
Развитие умений письменной речи у студентов нелингвистических направлений подготовки должно быть ориентировано на будущую профессиональную деятельность выпускников. Рассмотрено три подхода к обучению иностранному языку для профессионального общения: иностранный язык для специальных целей, интегрированное предметно-языковое обучение и преподавание профильных дисциплин на иностранном языке. В результате сделан вывод, что интегрированное предметно-языковое обучение создает наиболее оптимальные условия для изучения и иностранного языка, и профильного предметного содержания. Анализ работ, посвященных отбору предметного содержания обучения студентов нелингвистических направлений подготовки в рамках интегрированного предметно-языкового обучения, позволил выделить содержание обучения письменной речи студентов направления подготовки «Журналистика», включающее инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент содержания обучения письменной речи характерен большинству гуманитарных направлений подготовки и включает развитие умений написания письма личного характера, эссе, реферата, текста доклада, заполнения анкеты. Вариативный компонент, отражающий специфику профессиональной деятельности журналиста, будет включать обучение развитию следующих умений: а) информационные жанры: вести хронику событий, информационную корреспонденцию, написания заметок, информационного отчета, информационного интервью, репортажа, некролога, составления блиц-опроса; б) аналитические жанры: составлять аналитический отчет, аналитический опрос, вести аналитическую корреспонденцию, подготовки аналитического интервью, написания материала в жанре беседы, комментариев, рецензии, статьи, журналистского расследования, обозрения, материала в жанре обзора СМИ, прогноза, аналитического пресс-релиза.
Рассмотрена проблема формирования лексической компетенции будущих лингвистов, изучающих французский язык после английского в системе высшего образования. Проанализированы английские заимствования во французском языке, рассмотрены вопросы их адаптации в принимающем языке, выявлены семантические особенности иноязычных слов. Раскрыто, что лексическая компетенция будущего лингвиста, изучающего французский язык в условиях многоязычия, – это способность обучаемого определять контекстуальное значение иноязычных слов, сравнивать объем их значений в английском, французском и русском языках, эксплицировать значения слов, проявляя сенситивность к различиям в языках. Будущие лингвисты получают возможность познавать явления французского языка, принимать их или при помощи диалога и текстового анализа информации языкового характера исправлять допущенные ими ошибки. Выявлено, что на семантическом этапе интегрирования англицизмов во французский язык происходят их семантическое расширение или ограничение. Доказано, что знаниевый компонент лексической компетенции обучаемых включает представления о межъязыковых лексических соответствиях, словообразовательной структуре слов, их семантических особенностях. Применяются различные стратегии для изучения лексических единиц: поиск информации в бумажных и электронных словарях, языковые опоры, межъязыковые сопоставления, межъязыковые контрастирующие упражнения, что способствует совершенствованию лексической компетенции обучаемых в условиях многоязычия. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет развивать рецептивные и продуктивные лексические навыки речи студентов, способствует расширению их словарного запаса, приводит к формированию осведомленности будущего специалиста.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Рассмотрены проблемы изучения медицинской терминологии на уроках русского языка в иностранной аудитории. Медицинская терминология является макротерминосистемой, состоящей из подсистем (анатомической и гистологической, клинической, фармацевтической), каждая из которых имеет свои особенности. Это явление необходимо учитывать при создании системы заданий и упражнений по обучению студентов-медиков на уроках русского как иностранного. Проанализированы приемы семантизации медицинских терминов, приведены принципы планирования программы курса русского языка для иностранных студентов-медиков, предложены методические приемы формирования навыков диалогической речи на разных этапах урока. Рассмотрены и сгруппированы наиболее продуктивные методы обучения аспектам языка, их применение в письменной и устной речи; представлены критерии отбора учебного материала, направленного на формирование и совершенствование фонетических, лексических, грамматических, морфолого-синтаксических навыков. Особое внимание обращено на аудирование как обязательный компонент любого урока русского как иностранного. Предложены возможные темы и варианты в работе с анатомической и клинической терминологией. Cделан вывод, что обучение языку специальности студентов-медиков должно быть разноплановым, разноаспектным и включать работу, направленную на реализацию трех основных целей: обучающей, развивающей и воспитательной.
Изложены результаты учебно-методической деятельности авторов в ходе реализации мероприятий по вопросам обучения русскому языку в полиэтнической среде в Республике Дагестан. Рассмотрены вопросы выделения межкультурной компетенции как результата и критерия качества обучения в условиях полиэтнического образовательного процесса. Обозначена необходимость в расширении лингводидактической базы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку за счет включения учебных материалов с национально-культурным компонентом. На конкретных практических примерах (использование интерактивных педагогических технологий: метода проектов, кейс-обучения, веб-квеста) продемонстрированы способы организации учебной деятельности, направленные на формирование межкультурной компетенции. Актуальность исследования подтверждается наличием противоречий между потребностями современного общества в эффективном межкультурном взаимодействии, в высококвалифицированных педагогических кадрах, требованиями нормативных документов и недостаточным уровнем использования потенциала процесса обучения русскому языку в полиэтнической аудитории. Особое внимание уделено способам демонстрации собственной национальной идентичности обучающихся в полиэтнической среде и презентации родной культуры посредством русского языка, вопросам совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка, необходимых для преподавания в многоязычной среде, определено содержание межкультурной компетенции.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование посвящено вопросам современного дошкольного образования, приоритетным задачам, качеству образовательной среды и проблемам оценки ее качества. Описаны и обоснованы разные подходы, применяемые при оценке качества образования. Большое внимание уделено описанию методики ECERS-R «Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях», последняя редакция которой прошла предварительную адаптацию и апробацию в регионах России, также приведен анализ опыта использования данной методики в других странах. Показано, что методика ECERS-R не только отличается высокой надежностью, но и играет большую роль в развитии дошкольников, так как инструмент методики отличается высоким уровнем разработки и опирается на идеи гуманистической педагогики. В контексте современного российского образования данная методика актуальна, так как критерии оценивания, приведенные в ней (субшкалы и показатели в инструментах шкалы ECERS-R), имеют прямую аналогию с образовательными областями, описанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена возросшим интересом к проблемам культурного и материального наследия монастырей в России. В настоящий момент, когда ведутся многочисленные дискуссии о судьбе монастырских святынь между государством и Русской православной церковью, обращение к истории данного вопроса представляется очень важным. Монастыри в различных регионах являлись своеобразным центром духовной и материальной культуры, вокруг которого объединялись различные слои населения и формировали единое историческое понимание прошлого, настоящего и будущего своего региона. В сознании каждого человека веками складывалось и развивалось чувство трепетного и священного отношения к истории своих предков, что позволяло осознавать значимость каждой местночтимой святыни для всего русского народа в целом. Основными священными и ценными реликвиями в русских православных монастырях, безусловно, были: мощи святых, иконы (многие из которых считались чудотворными), собрания книг. В результате постепенно вокруг монастырей выстраивалась целая система культурно-просветительской и социальной деятельности. Она реализовывалась в различных направлениях. В мужских монастырях Тамбовской епархии можно выделить несколько основных направлений: народное образование, благотворительность, социальное попечительство в различных сферах, просвещение. Основной задачей данного исследования является наиболее подробное раскрытие данных аспектов монашеской деятельности на территории Тамбовского края, а также выявление главных закономерностей и тенденций развития обозначенных направлений в их взаимообусловленности.
Рассмотрены особенности формирования резерва пополнения русской армии за счет солдатских детей в XIX веке. Выявлены историко-правовые аспекты социально-сословного статуса потомков представителей «военного сословия»: солдатских детей, рекрутов из солдатских детей. Рожденные в семьях рекрутов и нижних чинов в период службы в российской армии либо у отставных, бессрочно-отпускных солдат и военных инвалидов, солдатские дети имели особые социально-правовые позиции в сословной структуре российского общества, которые специально регламентировались как в законодательстве и правоприменительной практике в столицах, так и в провинции Российской империи в XIX веке. Привлечение достаточно широкого круга архивных источников и опубликованных материалов позволило провести реконструкцию как имевшейся правовой регламентации, так и собственно социальных параметров «военного потомства» в вооруженных силах. Выявлены аспекты образования и воспитания военных кантонистов в специальных военно-учебных заведениях и аналогичных военных подразделениях (военно-сиротских отделениях, учебных батальонах и ротах, карабинерных полках), отраженные в первичных архивных документах и законодательных актах, социально-правовые, сословно-бытовые коллизии и тенденции, которые определяли жизнь и судьбу «военных детей». Были уточнены статистические погрешности при подсчете представителей военного сословия – солдатских детей – в российской провинции. Дана подробная историографическая оценка изучения правового положения кантонистов и рекрутов из солдатских детей, а также выявлены исследовательские лакуны в работах отечественных и зарубежных историков. Сделаны выводы о перспективности изучения данной научной проблемы отечественными историками, а также наличии первичных архивных документов, которые ждут введения в научный оборот. Доказано, что категория «солдатские дети» являлась важнейшим компонентом формирования боеспособности российских вооруженных сил, позволяя готовить серьезный резерв. Выявлены перспективы трансформации кантонистов в профессиональных солдат, а также их роли в военной истории Российской империи рассматриваемого хронологического периода.
Особую роль в общественной жизни Тамбовской губернии занимала духовная семинария. Особое значение в ее развитии придавалось административному устройству, прототипом которого является сегодняшнее устроение высших учебных заведений. Избрание ректора проходило на альтернативной основе. Коллегиальным органом управления являлось педагогическое собрание с 1867–1884 гг. Новым явлением для данного периода функционирования духовной семинарии стало общее собрание, которое включало педагогическое (членство 6 лет) и распорядительное (членство 3 года). Педагогическое собрание проводилось с периодичностью один раз в месяц. Распорядительное – один раз в неделю. Решение принималось большинством голосов. Этот опыт введения выборного начала в Тамбовской духовной семинарии оказал полезное влияние на ее деятельность. К сожалению, не везде эта практика приводила к положительным результатам, что в дальнейшем, по-видимому, и послужило причиной отмены данной нормы в ходе реформ 1884 г., когда было решено, чтобы Святейший синод назначал кандидатов на такие ответственные посты, как ректор и инспектор семинарии. Следует отметить, что аналогичные реформы или «контрреформы», проведенные в царствование императора Александра III, коснулись всех учебных заведений Российской империи, в том числе и университетов, где ужесточили некоторые нормы университетского устава и, в частности, отменили действовавшее в них положение, согласно которому ректор на свою должность избирался на альтернативной основе.
Показано, что данная конкретная и важная сторона истории российской революции 1917 г. и Гражданской войны вырастала и работала как часть всеобщего социоестественного синергизма управления традиционными и переходными обществами, включавшего взрывы вооруженной социальной агрессии в качестве эффективного средства подавления перенаселенных популяций. Источниковая база и аналитический инструментарий позволяют на длинных непрерывных линиях проследить социальное и политическое движение сотен миллионов людей в различных их слоях и группах, обеспечивая историчный подход, объективность и высокую надежность выводов. В качестве маркеров степеней социальной агрессии 134 городских популяций эпохи войн и революций выступают антропонимические индексы, доли женщин, офицеров, выдающихся уроженцев, индексы миграций, социальной привлекательности городов, половозрастных балансов, войскового присутствия и итоговый индекс мятежности города. Основные итоги анализа представлены на графиках, диаграммах и картах.
Представлено собрание воспоминаний очевидцев жизни и служения святителя Луки – известного ученого, прославленного хирурга, доктора медицины, профессора, лауреата Сталинской премии первой степени. Сквозной темой анализируемых свидетельств является значимость личного вклада епископа Тамбовского Луки (Войно-Ясенецкого) в процесс возрождения Тамбовской епархии: возобновление преемственной традиции воцерковленного образа жизни, возвращение ранее закрытых храмов верующим, благоукрашение интерьера церквей, строгий отбор в подборе кадров, новации в области миссионерского служения, проповедничество. Вместе с тем очевидцы свидетельствуют о том, что всенародная слава архиепископа-хирурга была ответом на его служение в качестве хирурга-консультанта тамбовских госпиталей, благодаря чему многие исцеленные им люди приходили к вере, проникаясь высоким примером архипастыря. Живой голос очевидцев дает детализированную картину военного быта, в условиях которого святителю Луке пришлось восстанавливать разрушенную епархию. Зафиксированные, собранные вместе и обработанные устные воспоминания, предания и свидетельства о подвиге служения святителя Луки в Тамбове, взятые за целое, красочно иллюстрируют события, которые в официальных документах и исследованиях не имеют общепринятого понимания. Ценным является и то, что в текущее десятилетие было обнаружено немало ранее не известных свидетельств о тамбовском периоде служения архиепископа Луки, среди которых особый интерес представляют воспоминания прямых очевидцев архипастырского подвига святителя. Так, приведены воспоминания настоятеля Покровского собора, почетного гражданина города Тамбов – протоиерея Николай Степанова и его супруги Нины Петровны Степановой, мама которой, будучи медицинской сестрой, помогала на операциях Владыке Луке; свидетельства известного тамбовского краеведа Валентины Андреевны Кученковой, которую в детстве приводили на благословение в Покровский собор. Также отражены свидетельства: Розы Петровны Себякиной, Раисы Семеновны Муравьевой, Валентины Ильиничны Добронравовой, Тамары Ивановны Комаровой, Нины Васильевны Малиной, Зои Владимировны Илларионовой, Валерии Павловны Богоявленской, Людмилы Алексеевны Тагановой, Людмилы Алексеевны Ивановой. Впервые публикуются фрагменты дневниковых записей 1944–1945 гг. Вячеслава Тихоновича Гроздова, сына известного тамбовского хирурга, Тихона Митрофановича Гроздова. Благодаря знакомству и общению автора статьи с дочерью В.Т. Гроздова – Мариной Вячеславовной Ганиевой появилась возможность изучения этих дневников музейными специалистами, которые принимают активное участие в создании дома-музея святителя Луки в городе Тамбов. Все сохранившиеся воспоминания и свидетельства очевидцев о земном подвиге служения святителя Луки являются живой летописью, сохраняющей искреннюю память о добром, милосердном архипастыре – целителе страждущих людей.
Исследование посвящено ключевым направлениям в деятельности Русской православной церкви по сохранению и восстановлению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Рассмотрены основные этапы и аспекты деятельности церкви в данном направлении. Конструирование исторической памяти о Великой Отечественной войне сейчас занимает большое место в патриотическом и гражданском воспитании. Вопросами исторической памяти и отличиями ее от собственно истории в России стали заниматься недавно. Можно рассматривать разные способы сохранения исторической памяти о вкладе Русской православной церкви в победу в Великой Отечественной войне в связи с особенностями источниковой базы. Также в условиях несвободы действий Русской православной церкви, как полноценного субъекта права, в разные периоды времени на первый план выходили определенные виды сохранения исторической памяти. Определены основные направления деятельности в вопросах сохранения исторической памяти о вкладе Русской православной церкви в победу. Среди них выделены: освещение церковной деятельности в официальном печатном органе Русской православной церкви «Журнал Московской патриархии», строительство храмов в память о войне, восстановление биографий репрессированных в годы войны священнослужителей и верующих, совместная работа над музеями и музейными экспозициями и др. Выявлено соответствие содержания работы с исторической памятью базовым российским ценностям.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Целью исследования является анализ эволюции взглядов американского мыслителя Ф. Фукуямы на развитие современного глобализированного мира. Актуальность темы вызвана тем фактом, что данный вопрос не до конца освещен в отечественной литературе. В частности, мало внимания уделено западным критикам Ф. Фукуямы, которые с самого начала выдвинули против его концепции серьезные замечания. В основу статьи положен хронологический метод, при котором идеологическая эволюция Ф. Фукуямы соотносится с ключевыми событиями в истории международных отношений, например 11 сентября 2001 г. Доказано, что в результате американский мыслитель серьезно пересмотрел свою знаменитую концепцию «конца истории». Хотя Ф. Фукуяма, по-прежнему, не видит серьезной конкуренции либеральной демократии со стороны соперничающих идеологий, он признает наличие фундаментальных проблем в предложенной им ранее системе. Основная опасность для либеральной демократии, отмечает он, исходит из ее внутренних слабостей, которые связаны с биосоциальной природой человека и структурой его личности. Одновременно, признает Ф. Фукуяма, невозможно остановить развитие технологий, а конкретнее, биотехнологий, и предвидеть те результаты, к которым это может привести все человечество. В силу этого сделан вывод, что «конец истории» откладывается, а либеральная демократия оказывается лишь коротким этапом в бесконечной спирали существования человеческого социума.
РЕЦЕНЗИИ
Дана оценка монографии, посвященной истории изучения крестьянского вопроса в России. Высоко оценена историографическая квалификация А.Н. Долгих. Особо подчеркнуты использование в монографии обширного массива сочинений по истории крестьянского вопроса и крепостного права в России, глубокий анализ исторической среды, в которой создавались эти сочинения, наличие у А.Н. Долгих собственного мнения по дискуссионным вопросам темы.
ПЕРСОНАЛИИ
Статья посвящена юбилею талантливого, целеустремленного человека, имеющего богатый жизненный и научно-педагогический опыт, заведующего кафедрой всеобщей и российской истории Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, профессора Юрия Александровича Мизиса. Ю.А. Мизис, благодаря свои организаторским способностям, энергии, благожелательности и требовательности к себе и людям, внес огромный вклад в жизнь и развитие кафедры, всего факультета истории, мировой политики и социологии, завоевал всеобщее уважение.
ISSN 2782-5825 (Online)