Валеологическое сопровождение учебного процесса в высших учебных заведениях
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-86-95
Аннотация
Актуальность исследования состоит в необходимости анализа условий учебной деятельности студентов с целью выявления проблем, негативно влияющих на состояние здоровья студентов. В исследовании проанализирована проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения в студенческие годы и в начале профессиональной деятельности. Обращено внимание на необходимость системного подхода к организации учебного процесса в высших учебных заведениях с учетом сохранения физического потенциала студентов. Рассмотрены условия организации учебного процесса высших учебных заведений. Представлены и обоснованы компоненты валеологического сопровождения учебного процесса, включающие в себя: информационный блок в лекционном курсе по предмету «Физическая культура», включающий в себя сведения о деятельности основных функциональных систем организма человека, понятие о физических качествах человека и способах их развития, принципы формирования рациона питания, основы адаптационных процессов организма человека, мониторинг физического состояния студентов в течение всего периода обучения. Предложена схема взаимосвязи рассмотренных компонентов в структуре образовательного процесса в высшей школе. Рассмотрены результаты пролонгированного исследования физического состояния студентов по показателям физиологических проб Летунова, Штанге, выявлена динамика исследуемых показателей, характеризующих работу основных функциональных систем организма в течение учебного периода.
Об авторах
О. С. ТерентьеваРоссия
Терентьева Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин
119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1
Г. И. Дерябина
Россия
Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
В. Л. Лернер
Россия
Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 3. С. 29-33.
2. Ал-Хасани Мустафа Хайдер Хуссейн. Проблема снижения физической активности детей школьного возраста в мире и поиск путей ее решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 175. С. 88-94. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-175-88-94.
3. Пахомова Л.Э. Физическая культура студентов. Белгород: БелГУ, 2010.
4. Яковлев В.В., Селитренникова Т.А., Старов М.И. Проблемные аспекты адаптации курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 177. С. 97-104. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-97-104.
5. Гаврилова Е.А., Петров Ю.А. Функциональные пробы в оценке сердечно-сосудистой системы. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015.
6. Физическая культура студентов / под ред. М.В. Ильинича. М., 2002.
7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988.
8. Думачева Е.В. Физиология питания. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.
9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Сов. спорт, 2004.
10. Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Терентьева О.С., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Валеологическое сопровождение учебного процесса в высших учебных заведениях. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(181):86-95. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-86-95
For citation:
Terentyeva O.S., Deryabina G.I., Lerner V.L. Valeological support of the educational process in higher education institutions. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(181):86-95. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-86-95