Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Лингводидактический и междисциплинарный анализ понятия медиация как терминологическая проблема

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-891-902

Аннотация

Актуальность. C выходом в свет обновленных документов Совета Европы CEFR Companion Volume 2018 г. особое внимание уделяется формированию и развитию не только компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, но также четырех видов коммуникативной деятельности, к которым относится медиация. Целью исследования является проведение терминологического анализа понятия «медиация» в междисциплинарном аспекте и с позиции лингводидактики, а также уточнение термина «умение иноязычной медиативной деятельности».

Материалы и методы. Методы исследования включают анализ, обобщение и интерпретацию литературы. Материалом для исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых в таких областях, как юриспруденция и право, философия, социальная философия, философия религии, конфликтология, психология, рефлексивная психология, культурно-историческая психология, менеджмент, социология, лингвистика, перевод и переводоведение, педагогика, а также лингводидактика.

Результаты исследования. Понятие «медиация» проанализировано в различных областях научного знания. Уточнена терминология на русском языке для трех видов иноязычной медиативной деятельности согласно CEFR Companion Volume 2018 г.

Выводы. В большинстве научных областей медиация рассматривается как процедура, включающая три стороны: две стороны, находящиеся в конфликте, и одну сторону, выступающую в роли нейтрального посредника (медиатора). Однако в контексте методики обучения иностранным языкам акцент смещается на то, что любой обучающийся, обладающий развитыми умениями иноязычной медиативной деятельности, может самостоятельно выступать в роли медиатора с любым собеседником или группой собеседников.

Об авторе

К. В. Чикризова
https://istina.msu.ru/workers/9128132/
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Чикризова Ксения Владимировна - специалист по учебно-методической работе 2 категории кафедры теории преподавания иностранных языков.

119991, Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Андронникова О.О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 413-428. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.29, https://elibrary.ru/srttos

2. Ланкина О.Ю. Содержание понятия «медиация» в обучении иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 175-184. https://elibrary.ru/xtaxrb

3. Сафонова В.В. Лингвокультурная медиация как стратегическое общеевропейское направление в развитии современного языкового образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. М.: КДУ, Университетская книга, 2018. С. 179-183. https://elibrary.ru/xrbtfr

4. Вавилина Т.А., Привалова Е.В. Формирование медиативной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся основной общей школы // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 89-96. https://elibrary.ru/suefmy

5. Игнатович А.В., Попов П.П. Медиация: словарь терминов // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 1. С. 101-181. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-1-101-181, https://elibrary.ru/nezagw

6. Чуприс А.С. Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 108-113. https://elibrary.ru/whgwyx

7. Буш Р., Фолджер Дж. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Киев: Изд-во Захаренко В.А., 2007. 264 с.

8. Попов П.П., Гапченко В.С., Литвинов К.А. Медиация в разрешении производственных конфликтов (на примере ресурсоснабжающей организации – энергосбытовой компании) // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 3. С. 56-73. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-3-56-73, https://elibrary.ru/enjtnr

9. Ярычев Н.У., Анзорова А.У. Педагогические принципы повышения мотивации профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4. C. 5-15. https://elibrary.ru/uoldwt

10. Гурьева Д.А., Дремова Ю.Г. Основная терминология в управлении конфликтами в организации // Евразийский научный журнал. 2017. № 3. C. 227-228. https://elibrary.ru/yjugsr

11. Адонина Л.В., Вишнякова А.В., Кузема Т.Б., Шутова О.А. Фасилитация как средство профилактики синдрома «эмоционального выгорания» и устранения педагогических конфликтов // E-Scio. 2020. № 10. С. 1-8. https://elibrary.ru/mwuums

12. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? // Организационная психология. 2013. T. 3. № 4. С. 92-108. https://elibrary.ru/tounhv

13. Дюжиков С.А., Нор-Аревян О.А. Проблемы и перспективы применения медиации в современных управленческих практиках // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 18-25. https://elibrary.ru/felxai

14. Соловьева С.В. Медиативный подход к договороспособности российского общества // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-2. C. 188-191. https://elibrary.ru/rtefxl

15. Целютина Т.В., Ковалевская В.В. Современные HR-инструменты: индивидуальный выбор менеджера стратегий управления конфликтами // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. C. 140-143. https://elibrary.ru/tkluvd

16. Daniels H. Mediation: An expansion of the socio-cultural gaze // History of the Human Sciences. 2015. № 28 (2). Р. 34-50. https://doi.org/10.1177/0952695114559994

17. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2-1. C. 151-159. https://elibrary.ru/iayoud

18. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии // Психология. Журнал ВШЭ. 2008. № 1. C. 121-138. https://elibrary.ru/jwmcvn

19. Давыдов А.П. Россия в поисках своей «середины» (медиационный ракурс) // Вопросы социальной теории. 2019. № 11. С. 100-109. https://doi.org/10.30936/2227-7951-2019-11-100-109, https://elibrary.ru/nopxhd

20. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуализация медиационной деятельности специалистов социальнообразовательной сферы в условиях цифровизации // Человек и образование. 2021. № 2. C. 24-31. https://elibrary.ru/svbbgt

21. Ахиезер А.С. Специфика исторического пути России // Дружба народов. 1995. № 1. С. 113-128. https://elibrary.ru/tjwkbx

22. Куликова Л.В., Прохорова О.А. Исследовательские подходы к дискурсу медиации в фокусе междисциплинарности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2. C. 100-104. https://elibrary.ru/vjuiwj

23. Чернышенко А.Г. Специфика дискурсивных стратегий. Стратегии дискурса медиации // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. Пятигорск, 2014. № 7. С. 113-119. https://elibrary.ru/rytxdj

24. Косарева Т.Б. Как научиться переводить юридические документы? М.: Ленанд, 2024. 112 с.

25. Коренев А.А. Профессионально-коммуникативные стратегии как компонент содержания языкового образования при подготовке будущих учителей и преподавателей иностранного языка // Rhema. Рема. 2023. № 3. С. 97-121. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2023-3-97-121, https://elibrary.ru/crcequ

26. Бетретдинова И.К. Медиация в обучении иностранному языку в вузе // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: сб. ст. 4 Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2020. C. 119-121. https://elibrary.ru/xglowy

27. Плеханова Ю.В., Степанова М.А. Медиативные технологии в иноязычном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 5. Ст. 7. https://elibrary.ru/ujxoxv

28. Павлов А.В. Структура медиативных умений студентов-бакалавров, специализирующихся в сфере лингводидактики // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. Ст. 43. https://elibrary.ru/nyrils


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Чикризова К.В. Лингводидактический и междисциплинарный анализ понятия медиация как терминологическая проблема. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(4):891-902. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-891-902

For citation:


Chikrizova K.V. Linguodidactic and interdisciplinary analysis of the concept of mediation as a terminological problem. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(4):891-902. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-891-902

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)