Метод проектов в современной начальной школе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155
Аннотация
Актуальность исследования определяется теми обстоятельствами, что в российское начальное образование XXI века активно стал внедряться метод проектов, о чем свидетельствуют публикации в профессиональных научно-методических источниках, в частности, в журнале «Начальная школа». Однако осмысление метода продолжается, особенно с учетом того, что в советской школе метод критиковался и отвергался. Авторы связывают изменение отношения к методу проектов в педагогической среде в основном с конвергентным и деятельностным подходами к использованию методов в системе отечественного образования, с направленностью современных методов на развитие личности ребенка. Раскрыта сущность метода, дана классификация проектов, показано, как в проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно младшие школьники приобретают новые знания и используют уже имеющиеся представления о различных явлениях окружающего мира, как участники проекта совершенствуют свои коммуникативные (работа в группах) и исследовательские (поиск истины) навыки, развивают творческое мышление, овладевают умениями учиться, приемами организации собственной деятельности, что особенно важно в современных условиях и что требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и ФГОС высшего образования. Выявлены факторы, препятствующие эффективной реализации проектной методики. Использование метода проектов в обучении и воспитании – одна из важных составляющих профессиональной компетентности современного педагога. В связи с этим раскрыта значимость овладения методом будущими учителями начальных классов.
Об авторах
Г. М. ПервоваРоссия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
М. М. Гутарин
Россия
Гутарин Максим Михайлович, научный сотрудник Центра развития дошкольников и младших школьников
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Жиздюк М.Б. История возникновения метода проектов. URL: https://infourok.ru/istoriya-vozni-knoveniya-metoda-proektov-1280584.html (дата обращения: 15.01.2019).
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 364 с. ISBN 978-5-7695-7057-5
3. Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 44-48.
4. Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроках технологии (трудового обучения) в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 4. С. 48-51.
5. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 3-12.
6. Дубова М.В., Кузнецова Н.В. Как рождается проект // Начальная школа. 2012. № 11. С. 63-68.
7. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2011. № 7. С. 101-105.
8. Мамаева С.В. Проект «Тайна имени» на уроке русского языка // Начальная школа. 2010. № 12. С. 67-71.
9. Маркова И.А., Видяшева Е.Н. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта // Начальная школа. 2011. № 11. С. 74-76.
10. Толстова Л.В. Проект «Зимний огород в классе» // Начальная школа. 2011. № 11. С. 17-20.
11. Первова Г.М., Сухова Ю.В., Борисова М.В. Реализация педагогического проекта по краеведению в начальных классах // Воспитание школьников. 2017. № 2. С. 1-12.
Рецензия
Для цитирования:
Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(183):148-155. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155
For citation:
Pervova G.M., Gutarin M.M. Method of projects in contemporary primary school. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(183):148-155. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155