Лингвокогнитивные основы обучения отрицанию в английском языке
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-37-45
Аннотация
Отрицание является основополагающей категорией английского языка и пронизывает всю его структуру. Обучение отрицанию является важным аспектом всестороннего освоения языка. Обоснована возможность такого обучения на лингвокогнитивной основе с привлечением принципов и сведений, полученных в рамках когнитивной лингвистики. Продемонстрирован широкий спектр языковых средств выражения отрицания и его функциональных характеристик в английском языке. Описана структура смысловой категории отрицания, ее прототипическое ядро, ближняя и дальняя периферия. Детально рассмотрена каждая из функциональных характеристик отрицания: выражение отсутствия, несоответствия, отрицательной оценки, отрицательной коммуникативной реакции. Приведены примеры заданий на преподавание вышеупомянутых функций отрицания и очерчены особенности такого обучения. Проанализированы достоинства лингвокогнитивного подхода к обучению каждой из функциональных характеристик отрицания, а также когнитивные механизмы, лежащие в их основе. Продемонстрированы возможные трудности на пути преподавания отрицания и предложены пути их преодоления. Доказан высокий интегративный и экспликативный потенциал лингвокогнитивного подхода к обучению отрицанию в английском языке, способный объединить успешные принципы и методы, предложенные как в рамках традиционного, так и коммуникативно-ориентированного обучения.
Об авторе
С. В. МотовСоединённые Штаты Америки
Мотов Сергей Владимирович, аспирант, ассистент кафедры германских и славянских языков и литератур
80309, Колорадо, Боулдер, 1600 Плезант стрит
Список литературы
1. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning: Theoretical Basics and Experimental Evidence. N. Y., 2012.
2. Falck M.J. Linguistic theory and good practice: how cognitive linguistics could influence the teaching and learning of English prepositions // Språkdidaktik: Researching Language Teaching and Learning / ed. by E. Lindgren, J. Enever. Umeå, 2015. P. 61-73.
3. Tyler A. Applying cognitive linguistics to second language teaching: the English modals // The Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition / ed. by N.C. Ellis, P. Robinson. Mahwah, 2008. P. 456-488.
4. Мотов С.В. Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: прагматический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 180. С. 44-52. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52
5. Болдырев Н.Н. Концептуализация функции отрицания как основа формирования категории // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 1 (26). С. 5-14.
6. Мотов С.В. Структурно-содержательные особенности концепта «отрицание» (на материале современного английского языка) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2 (70). С. 13-19.
7. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2010.
8. Russell B. Logic and Knowledge. Essays 1901–1950 / ed. by R.C. Marsh. N. Y.: G.P. Putnam’s Sons, 1956.
9. Jespersen O. Negation in English and Other Languages. Copenhagen, 1917.
10. Horn L.R. A Natural History of Negation. Stanford, 2001.
11. The Oxford Handbook of Negation / ed. by V. Déprez, M.T. Espinal. Oxford: Oxford University Press, 2020.
12. Мотов С.В. Оценочный аспект концепта «отрицание» (на материале современного английского языка) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 4 (72). С. 100-105.
13. Кофман Е.П. Средства репрезентации концепта отрицание в английском языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 3 (31). С. 44-50.
14. Карпова И.Д. Категория отрицания с позиций когнитивной лингвистики // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 314-317.
15. Rosch E.H. Cognitive representation of semantic categories // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. Vol. 104. № 3. P. 192-233.
16. Folse K.H. Keys to Teaching Grammar to English Language Learners. A Practical Handbook. Second Edition. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2019.
17. Langacker R.W. “Cognitive grammar” // The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics / ed. by D. Geeraerts, H. Cuyckens. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 421-462.
18. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. N. Y., 2015.
19. Lapaire J.-R. La Grammaire Anglaise en Mouvement. P., 2006.
20. Dijkstra K., Eerland A., Zijlmans J., Post L.S. Embodied cognition, abstract concepts, and the benefits of new technology for implicit body manipulation // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 1-8.
21. Алексикова Ю.В. Когнитивные основы формирования эвфемизмов в современном английском языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3 (24). С. 126-132.
22. Лазаревич Е.М. Употребление эвфемизмов с функцией политкорректности в публицистических текстах (на материале английского языка) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 348. С. 25-29.
23. Malyuga E.N., Orlova S.N. Linguistic Pragmatics of Intercultural Professional and Business Communication. Springer, 2018.
24. Кваскова Л.В. Эвфемистическое высказывание как фактор реализации коммуникативной стратегии в английском диалоге // Rhema. Рема. 2018. № 1. С. 46-61.
25. Болдырев Н.Н., Алексикова Ю.В. Когнитивный аспект эвфемизации (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2 (23). С. 5-11.
26. Kachru B.B. Standards, codification and sociolinguistic realism: the English language in the outer circle // English in the World: Teaching and Learning the Language and Literatures / ed. by R. Quirk, H.G. Widdowson. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 11-30.
Рецензия
Для цитирования:
Мотов С.В. Лингвокогнитивные основы обучения отрицанию в английском языке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(187):37-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-37-45
For citation:
Motov S.V. Linguocognitive foundations of teaching English negation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(187):37-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-37-45