Модернизация содержания элективного курса программы обучения магистров-лингвистов «Методика преподавания в формате международных экзаменов»
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-53-70
EDN: kpgudf
Аннотация
Рассмотрена существующая рабочая программа элективной дисциплины «Методика преподавания в формате международных экзаменов» для магистрантов-лингвистов педагогического профиля, которая включает общее ознакомление обучающихся с форматами десяти международных экзаменов. В процессе модернизации программы было решено акцентировать только форматы заданий экзаменов TOEFL, IELTS и CAE, которые дополняют содержание основного курса для магистрантов педагогического профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков» в лингводидактическом аспекте и целесообразны для введения в программу обучения иностранному языку студентов неязыкового, в частности, технического, вуза. Интегративные задания в формате TOEFL, реализующие принцип взаимосвязанного обучения чтению, аудированию и говорению/письму, разрабатываются по аналогии магистрантами-лингвистами для учебных пособий по английскому языку для студентов неязыкового вуза. Представлен подробный анализ методики работы с созданными магистрантами интегративными заданиями. Визуально-информационные материалы из раздела «письмо» академического варианта экзамена IELTS являются реализацией методического принципа профессиональной направленности обучения. Введение в обучение иностранному языку описаний графиков, диаграмм, таблиц и тому подобное имеет высокую степень релевантности для студентов неязыкового вуза, особенно технического профиля. Показано распределение лексико-грамматических аспектов и формируемых умений и навыков обучающихся по иностранному языку в соответствии с типами визуально-инфор-мационных материалов. Обосновано формирование универсальных учебных действий обучающихся (УУД) в процессе обучения описанию визуально-информационных материалов. Аудирование в формате международного экзамена САЕ может использоваться как элемент подготовки студентов к конференционной деятельности. Модернизация программы элективного курса обеспечивает более качественную подготовку магистрантов-лингвистов к преподаванию иностранного языка в неязыковом вузе.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ГавриловаРоссия
Гаврилова Анна Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода Гуманитарного института.
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Н. В. Попова
Россия
Попова Нина Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Высшей школы лингводидактики и перевода Гуманитарного института.
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
2. Еремин Ю.В. О компетентностной основе профессиональной подготовки учителя иностранного язы-ка // Герценовские чтения. Иностранные языки: сб. тр. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 385-386.
3. Трубина Г.Ф. Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентиро-ванной личности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 130-132.
4. Hawkey R., Milanovic M. Cambridge English Exams: The First Hundred Years. Cambridge: University Press, 2013. 105 p.
5. Burgess S., Head K. How to Teach for Exams. Longman, 2005. 157 p.
6. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике препо-давания иностранных языков. СПб., 2001. 223 с.
7. Гаврилова А.В. Использование интегрированных заданий экзамена формата TOEFL в закреплении межаспектных связей при обучении английскому языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2010. Т. 13. C. 232-237.
8. Кузьмина А.В. Критерии отбора аутентичного рекламного видеоматериала как средства обучения студентов иностранному языку // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 3. URL: http://emissia.org/ offline/2020/2834.htm (дата обращения: 18.06.2020).
9. Попова Н.В., Алмазова Н.И., Евтушенко Т.Г., Зиновьева О.В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Выс-шее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 32-42. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-7-32-42
10. Pisarenko V. Teaching a Foreign Language Using Videos // Social Sciences. 2017. Vol. 6. № 4. P. 1-21. DOI 10.3390/socsci6040125
11. Pisarenko V., Arsaliev S. Audiovisual technologies for foreign languages teaching // Application of Information and Communication Technologies: Proceedings of the IEEE 10th International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT). Baku, 2016. DOI 10.1109/ICAICT.2016.7991793
12. Попова Н.В., Гаврилова А.В., Кузьмина А.В., Попова Е.Л. Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоя-тельной работы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 185. С. 41-55. DOI 10.20310/1810- 0201-2020-25-185-41-55
13. Куликова Е.В., Попова Н.В. Концепция формирования универсальных навыков научного труда у сту-дентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник Тамбовского универ-ситета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 180. С. 31-43. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-31-43
14. Бондарева Л.В. Опыт «МИСиС» по интеграции контекстов обучения иностранному языку // Иннова-ционные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы Междунар. школы-конф. / под общ. ред. Д.И. Кузнецова, Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой, Л.П. Халяпиной. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 281-283.
15. Исупова М.М. Подготовка к сдаче экзамена IELTS (по модулю Reading) // Армия и общество. 2013. № 4 (36). С. 81-87.
16. Иванов А.В., Иванова Р.А., Ляшенко М.С. Практикум “Graph description activator” как один из видов подготовки студентов к сдаче международного экзамена IELTS (из опыта работы преподавателей вуза) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 178-186.
17. Самородова Т.О. Обратное влияние экзамена IELTS // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 2 (12). С. 113-125.
18. Сысоев П.В. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку // Язык и культура. 2015. № 4 (32). С. 151-163. DOI 10.17223/19996195/32/14
19. Попова Н.В., Пятницкий А.Н. Формирование универсальных навыков переработки иноязычной на-учной информации посредством обучения студентов реферативному переводу и комментированию // Иностранные языки в школе. 2016. № 4. С. 2-12.
20. Соловова Е.Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностран-ных языков // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6 (33). С. 67-71.
21. Савинова Н.А., Михалева Л.В. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуни-кативной компетенции // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 294. С. 116-119.
22. Бутусова А.С. Обучение аудированию (слушанию) иноязычных текстов: методика и опыт // Извес-тия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 3. С. 185-192. DOI 10.23683/1995-0640-2017-3-185-192
23. Савицкая Н.С., Даниленко Р.М. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2 (9). С. 152-153.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова А.В., Попова Н.В. Модернизация содержания элективного курса программы обучения магистров-лингвистов «Методика преподавания в формате международных экзаменов». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(188):53-70. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-53-70. EDN: kpgudf
For citation:
Gavrilova A.V., Popova N.V. Modernization of the elective course content of the Master’s Degree pro-gramme for linguists “Teaching Methods in the Format of International Exams”. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(188):53-70. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-53-70. EDN: kpgudf