Педагогика досуга как направление в современном социокультурном образовании и воспитании
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-132-138
EDN: wsvvut
Аннотация
Предпринята попытка осмысления научного статуса педагогики досуга и взаимосвязи ее с другими научно-педагогическими направлениями, в первую очередь, с теорией, методикой и организацией социально-культурной деятельности. Показано, что источником для выявления специфики педагогики досуга являются досуговедческие исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными с позиций социологии и культурологии досуга. На основе анализа научных публикаций последнего времени (Н.И. Бочарова, А.Ф. Воловик, В.П. Крестьянов, Г.А. Опарин, О.Г. Тихонова, Н.В. Шарковская и др.) дано авторское определение педагогики досуга как целостного и системно организованного научно-педагогического и практико-ориентированного направления в современном социокультурном образовании и воспитании, раскрывающего закономерности педагогического процесса в сфере досуга. Особая миссия педагогики досуга состоит в обеспечении условий для формирования способности личности к саморазвитию в сфере досуга, повышению собственной досуговой компетентности.
Об авторе
И. А. ЧерниковРоссия
Черников Иван Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель.
394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Список литературы
1. Черников И.А. Современный досуг: между свободой и потреблением // Вестник Московского госу-дарственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 111-120.
2. Blackshaw T. The man from leisure: an interview with Chris Rojek // Cultural Sociology. 2012. № 6. P. 319-335. DOI 10.1177/1749975511409996
3. Понукалина О.В. Специфика показного потребления досуга в условиях общества постмодерна // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 1. С. 301-304.
4. Ярошенко Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44). С. 66-73.
5. Ярошенко Н.Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследо-ваний // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 92-101.
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 232 с.
7. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 218 с.
8. Ануфриева Н.И., Каменец А.В., Григорьева Е.И., Казакова И.С., Ющенко Н.С. Теоретические и тех-нологические основы социально-культурной деятельности. М.: Рос. гос. соц. ун-т, 2018.
9. Grigorieva E.I., Gribkova G.I., Umerkaeva S.S, Kiseleva O.I., Kosiborod O.L. Club communication as the basis for social and cultural activities // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. С. 749-753.
10. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. М.: МГУКИ, 2008. 272 с.
11. Крестьянов В.П. Педагогика досуга. Орел: ОГУ, 2010. 156 с.
12. Шарковская Н.В. Педагогика досуга в контексте современного гуманитарного знания // Культура и образование. 2018. № 4 (31). С. 13-21.
13. Опарин Г.А. Педагогика социально-культурной деятельности в сфере досуга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1076-1080.
Рецензия
Для цитирования:
Черников И.А. Педагогика досуга как направление в современном социокультурном образовании и воспитании. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(188):132-138. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-132-138. EDN: wsvvut
For citation:
Chernikov I.A. Pedagogy of leisure as a direction in modern socio-cultural education and upbringing. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(188):132-138. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-132-138. EDN: wsvvut