Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Подросток как читатель: возможности педагогического влияния

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-139-146

EDN: lkkkre

Аннотация

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки педагогических стратегий формирования читающих поколений. Проведен анализ отечественных исследований чтения подростков за последние 50 лет. Выделены и описаны базовые характеристики читательского поведения подростков. Показано, что чтение занимает достаточно устойчивое место среди приоритетных форм проведения досуга, несмотря на рост разнообразия и доступности иных форм проведения свободного времени. Но в силу психологических и физиологических особенностей подросткового возраста, их динамичности оно не является его основной формой. Показано, что интенсивность чтения подростков меняется под влиянием социальной ситуации. Развитие компьютерных технологий, увеличение учебных нагрузок, общий дефицит времени снижают читательскую активность, но не отстраняют подростков от читательской деятельности вообще. Репертуар подросткового чтения постепенно сужается, ограничивается 2–3 жанрами. Установлено, что в тройку наиболее авторитетных агентов влияния на чтение подростков входят друзья, родители, учителя. Сделаны выводы о необходимости педагогической поддержки читательской активности подростков. Определены основные педагогические задачи: формирование у подростков осознания ценности чтения как способа интеллектуального досуга, сохранение баланса развлекательных и познавательных мотивов чтения, расширение жанрово-тематического репертуара читаемых книг.

Об авторе

Н. А. Стефановская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Стефановская Наталия Александровна, доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов. 

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Книга и чтение в жизни небольших городов / отв. ред. О.С. Чубарьян. М.: Книга, 1973. 328 с.

2. Дети и подростки в мире книжной культуры: сб. науч. тр. / сост. А.И. Лебедева. М., 1993. 128 с.

3. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX–XX вв. М.: Школьная биб-лиотека, 2006. 144 с.

4. Чудинова В.П. Книжная вселенная детства // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 81-89.

5. Волкова Н.С. Неопознанные субъекты чтения. Профессиональные заметки по результатам исследо-ваний в Псковской области // Библиотечное дело. 2008. № 1 (67). С. 17-19.

6. Самойлова И.Г. Портрет читателя детской библиотеки. По итогам областного исследования «Книга и чтение в жизни детей» // Библиотечное дело. 2010. № 16 (130). С. 13-16.

7. Самойлова И.Г. Интернет глазами подростков // Библиотека. 2015. № 10. С. 20-24.

8. Гадула И.В. Подросток в зеркале чтения // Современная библиотека. 2017. № 4. С. 10-15.

9. Стефановская Н.А., Климанова И.А., Иванова А.В. Чтение юных в новой информационной среде // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 1. С. 34-40.

10. Стефановская Н.А. Отношение к чтению современных подростков // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых: материалы 11 Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Тагил, 2019. С. 249-252.

11. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: материалы социолог. исследования / сост. В.П. Чудинова. М.: Межрегион. центр библ. сотр., 2012. 144 с.

12. Веденяпина М.А., Мезенцева О.П., Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова А.Ю. Детское чтение в России. М., 2014. 118 с.

13. Бахмутская И.В. и др. Юный читатель 90-х годов (по материалам межрегионного исследования). М.: Рос. гос. юношеская б-ка, 1995. 145 с.


Рецензия

Для цитирования:


Стефановская Н.А. Подросток как читатель: возможности педагогического влияния. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(188):139-146. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-139-146. EDN: lkkkre

For citation:


Stefanovskaya N.A. A teenager as a reader: opportunities for pedagogical influence. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(188):139-146. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-139-146. EDN: lkkkre

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)