Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы для повышения качества и эффективности высшего образования. Анализ и обобщение зарубежного опыта позволит выявить и включить в отечественную образовательную практику развития учебной мотивации студентов высшей школы наиболее успешные, эмпирически доказавшие свою эффективность педагогические решения и разработки.

Цель: на основе анализа зарубежных источников по проблеме развития учебной мотивации студентов высшей школы определить и охарактеризовать актуальные теории, применяемые к изучению учебной мотивации студентов, влияющие на ее развитие факторы, методы и стратегии обучения.

Результаты исследования: выявлено, что актуальной теоретической основой исследований учебной мотивации студентов высшей школы являются теории: самоэффективности, достижения цели, ожидаемой ценности, атрибуции, самооценки, самодетерминации. Доказано, что основным условием позитивного развития мотивации студентов к учебной и исследовательской деятельности является создание преподавателями вузов мотивирующей образовательной среды, включающей: поощрение ориентации студентов на цели мастерства, развитие компетентности, предоставление автономии, создание зон ближайшего развития и др. Сделан вывод о целесообразности включения в отечественную образовательную практику высшей школы зарубежного опыта обучения студентов позитивным мотивационным стратегиям, ориентированным на развитие мотивационной компетентности.

Об авторе

А. П. Каитов
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Каитов Александр Пилялович - кандидат социологических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1



Список литературы

1. Navea A., Suárez J. Estudio sobre la utilización de estrategias de automotivación en estudiantes universitarios // Psicología Educativa. 2017. Vol. 23. № 2. P. 115-122. https://doi.org/10.1016/j.pse.2016.08.001

2. Higgins N., Frankland S., Rathner J. Self-Regulated learning in undergraduate science // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 29. № 1. P. 58-70. https://doi.org/10.30722/IJISME.29.01.005

3. Gumasing M., Castro F. Determining ergonomic appraisal factors affecting the learning motivation and academic performance of students during online classes // Sustainability. 2023. Vol. 15. № 3. P. 1-31. https://doi.org/10.3390/su15031970

4. Каитов А.П. Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 118-123. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.18, https://elibrary.ru/nyohvo

5. Walker R. Motivating science undergraduates: ideas and interventions // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2010. Vol. 18. № 1. Р. 1-13. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/CAL/article/view/3530

6. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. N. Y.: W.H. Freeman, 1997. 604 p. URL: https://archive.org/details/selfefficacyexer0000band/page/n1/mode/2up

7. Ariani D., Susilo Y. Why do it later? Goal orientation, self-efficacy, test anxiety, on procrastination // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2018. Vol. 17. № 17. P. 45-73. https://doi.org/10.7358/ecps-2018-017-wahy

8. Salehi M., Kareshki H., Ahanchian M. The role of social-cognitive references in academic situations on students’ research self-efficacy and research motivation: testing a causal model // American Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1. № 3. P. 79-85. https://doi.org/10.12691/education-1-3-3

9. Livinti R., Gunnesch-Luca G., Iliescu D. Research self-efficacy: a meta-analysis // Educational Psychologist. 2021. Vol. 56. № 1. P. 215-242. https://doi.org/10.1080/00461520.2021.1886103

10. Rathner J.A., Byrne G. The use of team-based, guided inquiry learning to overcome educational disadvantages in learning human physiology: a structural equation model // Advances in Physiology Education. 2014. Vol. 38. № 3. P. 221-228. https://doi.org/10.1152/advan.00131.2013

11. McBride E., Oswald W.W., Beck L.A., Murray A.V. “I’m just not that great at science”: Science self‐efficacy in arts and communication students // Journal of Research in Science Teaching. 2020. Vol. 57. № 4. P. 597622. https://doi.org/10.1002/tea.21603

12. Urdan T., Schoenfelder E. Classroom effects on student motivation: goal structures, social relationships and competence beliefs // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. Issue 5. P. 331-349. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.04.003

13. Li B., Turner J., Xue J., Liu J. When are performance-approach goals more adaptive for Chinese EFL learners? It depends on their underlying reasons // IRAL: International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. 2022. Vol. 5. P. 1-33. https://doi.org/10.1515/iral-2021-0208

14. Kaplan A., Maehr M.L. Adolescents’ achievement goals: situating motivation in sociocultural contexts // Adolescence and Education / eds. T. Urdan, F. Pajares. 2002. Vol. 2. P. 125-167. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED471685

15. Mayumi K., Zheng Y. Becoming a speaker of multiple languages: an investigation into UK university students’ motivation for learning Chinese // Language Learning Journal. 2021. P. 1-20. https://doi.org/10.1080/09571736.2021.1996621

16. Hareli S., Weiner B. Social emotions and personality inferences: a scaffold for a new direction in the study of achievement motivation // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. № 3. P. 183-193. https://doi.org/10.1207/S15326985EP3703_4

17. Schunk D.H. Learning Theories: An Educational Perspective. Boston: Pearson Education, 2012. 574 p. URL: https://www.researchgate.net/file.PostFileLoader.html?id=53ad2847cf57d75c068b45c5&assetKey=AS%3A273549456019456%401442230680395

18. Weiner B. Motivation from an attributional perspective and the social psychology of perceived competence // Handbook of Competence and Motivation / eds. A.J. Elliot, C.S. Dweck. N. Y.: Guilford, 2005. P. 73-84. URL: https://www.academia.edu/17370038/Motivation_from_an_attribution_perspective_and_the_social_psychology_of_perceived_competence

19. Wigfield A., Hoa L.W., Lutz Klauda S. The role of achievement values in the regulation of achievement behaviors // Motivation and Self- Regulated Learning. Theory, Research and Applications / eds. D.H. Schunk, B.J. Zimmerman. N. Y.: Lawrence Erlbaum Asssociates, 2008. P. 169-197. https://doi.org/10.4324/9780203831076

20. Woolfolk A.E., Winne P.H., Perry N.E. Educational Psychology. Toronto: Pearson Education, 2019. 510 p. URL: https://pdfcoffee.com/download/woolfolk-prefacepdf-pdf-free.html

21. Pintrich P. The role of goal orientation in self-regulated learning // Handbook of Selfregulation / eds. M. Boekaerts, P. Pintrich, M. Zeidner. San Diego, CA: Academic, 2000. P. 452-502. https://doi.org/10.1016/B978-012109890-2/50043-3

22. Safdari S., Maftoon P. The development of motivation research in educational psychology: the transition from early theories to self-related approaches // Advanced Education. 2017. Vol. 7. P. 95-101. https://doi.org/10.20535/2410-8286.93906

23. Covington M.V. Goal theory, motivation, and school achievement: an integrative review // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. № 1. P. 171-200. https://doi.org//10.1146/annurev.psych.51.1.171

24. Barron K.E., Hulleman C.S. Expectancy value cost model of motivation // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed.-in-chief J.D. Wright. Orlando, 2015. Vol. 8. P. 503 -509. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.26099-6

25. Gaspard H., Wigfield A., Jiang Yi., Nagengast B., Trautwein U., Marsh H.W. Dimensional comparisons: how academic track students’ achievements are related to their expectancy and value beliefs across multiple domains // Contemporary Educational Psychology. 2018. Vol. 52. P. 1-14. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2017.10.003

26. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

27. Stirling D. Motivation in education // Learning Development Institute. 2014. Vol. 31. P. 1-24. URL: https://www.learndev.org/dl/Stirling_MotEdu.pdf

28. Góes N., Boruchovitch E. Estratégias de aprendizagem: Como promovê-las? Petrópolis, RJ: Vozes, 2020. 126 p. https://doi.org/10.5585/eccos.n57.19890

29. Pachón-Basallo M., Fuente J., González-Torres M., Martínez-Vicente J., Peralta-Sánchez F., Vera-Martínez M. Effects of factors of self-regulation vs. factors of external regulation of learning in self-regulated study // Educational Psychology. 2022. Vol. 13. P. 1-17. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.968733

30. Ballouk R., Mansour V., Dalziel B., McDonald J., Hegazi I. Medical students’ self-regulation of learning in a blended learning environment: a systematic scoping review // Medical Education Online. 2022. Vol. 27. № 1. 2029336. https://doi.org/10.1080/10872981.2022.2029336

31. Weiner B. Human Motivation: Metaphors, Theories, and Research. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1992. 391 p. URL: https://books.google.com.gi/books?id=Hls5cPZlS4QC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false

32. Pintrich P.R. A conceptual framework for assessing motivation and self-regulated learning in college students // Educational Psychology Review. 2004. Vol. 16. № 4. P. 385-407. https://doi.org/10.1007/s10648?004?0006-x

33. Schwinger M., Trautner M., Pütz N., Fabianek S., Lemmer G., Lauermann F., Wirthwein L. Why do students use strategies that hurt their chances of academic success? A meta-analysis of antecedents of academic self-handicapping // Journal of Educational Psychology. 2021. Vol. 114. № 3. P. 576-596. https://doi.org/10.1037/edu0000706

34. Valle A., Nu˜nez J., Cabanach R., Rodriguez S., González-Pienda J., Rosario P. Metas académicas y Estrategias motivacionales de Autoprotección // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2007. Vol. 13. Р. 617-632. https://doi.org/10.25115/ejrep.v5i13.1251

35. Ramırez-Maestre C., Esteve R., Serrano-Ibañez E., Lopez-Martınez A., Ruiz-Parraga G., Rivas-Moya T. Psychometric characteristics and factorial structures of the Defensive Pessimism Questionnaire – Spanish Version (DPQ-SV) // PLoS ONE. 2020. Vol. 5. № 4. P. 1-14. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0229695

36. Ferradás M., Freire C. Estrategias de self-handicapping y pesimismo defensivo: análisis de su prevalencia en entornos universitarios y diferencias de género // EDUCA International Journal. 2022. Vol. 2. № 1. P. 3045. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=8206722

37. Sebesta A., Speth B. How should I study for the exam? Self-regulated learning strategies and achievement in introductory biology // CBE: Life Sciences Education. 2017. Vol. 16. № 2. P. 1-13. https://doi.org/10.1187/cbe.16-09-0269

38. Khikmah L. Teachers’ creativity in designing learning activities: sustaining students’ motivation // Journal of English Education. 2019. Vol. 7. № 2. P. 85-92. https://doi.org/10.25134/erjee.v7i2.1639

39. Edwards A. Playing to their strengths: empowering students with flexible assessment // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2020. Vol. 12. P. 16-27. https://doi.org/10.30722/IJISME.28.04.002

40. Brophy J. Motivating Students to Learn. Boston: McGraw-Hill, 1998. 227 p. https://doi.org/10.4324/9780203858318

41. Mahalakshmi K., Radha R. COVID 19: A massive exposure towards web based learning // Journal of Xidian University. 2020. Vol. 14. № 4. P. 2405-2411. https://doi.org/10.37896/jxu14.4/266

42. Marek M., Chew C., Wu V. Teacher experiences in converting classes to distance learning in the COVID-19 pandemic // International Journal of Distance Education Technologies. 2021. Vol. 19. № 1. P. 40-60. https://doi.org/10.4018/IJDET.20210101.oa3

43. Ismailov M. Designing motivating online assignments and telecollaborative tasks in the time of a pandemic: evidence from a post-course survey study in Japan // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education Interntional Conference / eds. E. Langran, L. Archambault. US, 2021. P. 600-609. https://doi.org/10.6084/m9.figshare.14390888

44. Bouchkioua Z., Mokhlesse L. Motivation to learning: toward achievement // Psychology. 2021. Vol. 12. P. 462-476. https://doi.org/10.4236/psych.2021.123029


Рецензия

Для цитирования:


Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):24-38. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38

For citation:


Kaitov A.P. Theoretical aspects of the problem of educational motivation development among students of higher education in foreign studies. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):24-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)