Комплексная модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-122-133
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Для построения системы иноязычного обучения в военных вузах с помощью метода моделирования необходимо учесть все ключевые аспекты профессиональноориентированного предметного обучения. Предложена модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе, включающая взаимосвязанные модули: ресурснонормативный (предпосылки, нормативно-правовая база); аксиологически-целевой (противоречия, цели, функции); теоретико-методологический (подходы и принципы); содержательно-технологический (учебно-профессиональные коммуникативные ситуации, содержание, технологии); процессуально-оценочный (этапы, уровни владения языком, показатели оценивания). Описаны основные структурные элементы модели: функции (коммуникативная, воспитательно-мировоззренческая, информационная, социальная, культурологическая, интегрирующая, развивающая); подходы (компетентностный, коммуникативный, личностно-деятельностный, социокультурный и др.); содержание (языковой, речевой, тематический и компетентностный компоненты); технологии (мнемосхемотехники, проектные, игровые, проблемно-поисковые, цифровые); уровни владения языком (низкий, элементарный, базовый, высокий продвинутый) и др. Данная модель позволяет комплексно рассматривать процесс иноязычного обучения как единую совокупность взаимосвязанных элементов и на основе этого управлять процессом обучения.
Об авторе
М. Р. ВанягинаРоссия
Ванягина Марина Романовна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков.
198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1
Список литературы
1. Сухарева В.А., Глумова Е.П. Металингвистический грамматический навык как результат овладения иностранными языками // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. № 57. С. 167-181. https://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1167-181, https://elibrary.ru/kxxjws
2. Колесников А.А., Поляков О.Г. Личностно-компетентностная основа филологического образования (иностранные языки) // Язык и культура. 2017. № 40. С. 208-228. https://doi.org/10.172-23/19996195/40/15, https://elibrary.ru/ytiilg
3. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015. 350 с. https://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2015-1626, https://elibrary.ru/uakfkj
4. Краснощекова Г.А. Фундаментализация языкового образования студентов в технических вузах // Язык и культура. 2018. № 44. С. 229-247. https://doi.org/10.17223/19996195/44/15, https://elibrary.ru/yxraux
5. Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. К вопросу о методической системе обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе гуманитарной подготовки // Вестник научных конференций. 2018. № 10-1 (38). С. 120-121. https://elibrary.ru/vnnvho
6. Коряковцева Н.Ф. Интегративная модель проектирования содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 11-23. https://elibrary.ru/njgnys
7. Ernst Eder W. Survey of Pedagogics Applicable to Design Education: An English-Language Viewpoint // International Journal of Engineering Education. 2005. Vol. 21. № 3. P. 480-501. URL: https://www.ijee.ie/articles/Vol21-3/IJEE1579.pdf
8. Михеева Н.Н., Гусева Р.Г. Специфика иноязычной подготовки специалиста: теоретические и практические аспекты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 391-399. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-391-399, https://elibrary.ru/pmvxqq
9. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17. https://elibrary.ru/skedqx
10. Глоткина А.А. Эклектизм в преподавании английского языка в неязыковых вузах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 8. С. 24-27. https://elibrary.ru/ymbvfr
11. Ванягина М.Р. Интегративно-рекомбинационный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 32-36. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1004-0006, https://elibrary.ru/ntgcgk
12. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131. https://elibrary.ru/rubjnt
13. Безукладников К.Э., Прохорова А.А. Методическая система мультилингвального обучения будущих инженеров: эмпирическое исследование // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 158-164. https://doi.org/10.17223/15617793/466/19, https://elibrary.ru/pekjop
14. Ткачев М.А., Лопатин Р.Д., Митчелл П.Д. Создание справочника военного перевода для обучения военных лингвистов (на примере португальского языка) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 29-40. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25185-29-40, https://elibrary.ru/izpoyi
15. Попова Н.В., Алмазова Н.И., Евтушенко Т.Г., Зиновьева О.В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 32-42. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-3242, https://elibrary.ru/kozmbc
16. Попова Н.В., Степанова М.М., Кузьмина А.В. Методические аспекты применения аудиовизуальных средств обучения иностранному языку и переводу в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18. № 1. С. 87 -98. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.7, https://elibrary.ru/qdsvlz
17. Ванягина М.Р. Оценивание уровня владения иностранным языком в высшей военной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 107-118. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-107-118, https://elibrary.ru/fewlmf
Рецензия
Для цитирования:
Ванягина М.Р. Комплексная модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):122-133. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-122-133
For citation:
Vanyagina M.R. Comprehensive model of foreign-language teaching system in higher military school. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):122-133. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-122-133
ISSN 2782-5825 (Online)