Адаптивная физическая культура в психогимнастике для лиц с нарушением интеллекта
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153
Аннотация
Представлены результаты педагогического эксперимента по применению методики занятий психогимнастикой с элементами физических упражнений лицами с нарушением интеллекта. Показаны произошедшие изменения их состояния. Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования – методика использования средств адаптивной физической культуры в занятиях психогимнастикой лиц с нарушениями интеллекта. Доказано, что применение физических упражнений в занятиях по психогимнастике повышает уровень физической подготовленности и психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями. Обоснована временная и экономическая эффективность применяемой методики. Разработанная методика показала эффективность учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта в реализации физической подготовленности и психологического состояния. Методика может использоваться специалистами по адаптивной физической культуре и реабилитации в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
Об авторах
Т. П. БегидоваРоссия
Бегидова Тамара Павловна - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.
394036, Воронеж, ул. К. Маркса, 59
Н. В. Агеева
Россия
Агеева Наталья Викторовна - научный сотрудник кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
394036, Воронеж, ул. К. Маркса, 59
И. В. Петрова
Россия
Петрова Ирина Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
394036, Воронеж, ул. К. Маркса, 59
Список литературы
1. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 176 с. https://elibrary.ru/dwrcgv
2. Марина И.Е., Трошкина Д.В. Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса // Дискуссия. 2016. № 11 (74). С. 117-122. https://elibrary.ru/xwobat
3. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Вишнякова Ю.Ю., Шелехов А.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: концепция, состояние, перспективы развития // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. № S1. С. 27-35. https://doi.org/10.14529/hsm20s104, https://elibrary.ru/kdlqub
4. Стрелкова Я.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2009. 22 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003462016/
5. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Сов. спорт, 1991. 32 с. https://elibrary.ru/tzplom
6. Евсеева О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2018. 53 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012070423/
7. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Изд-во «Спорт», 2016. 614 с. https://elibrary.ru/wgrudv
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 208 с. https://elibrary.ru/qtckgb
9. Сажина Н.С. Роль психогимнастики в социальной терапии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Омского регионального института. 2019. № 2. С. 181-184. https://elibrary.ru/fmawok
10. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. СПб.: Речь, 2007. 463 с. https://elibrary.ru/qlojsv
Рецензия
Для цитирования:
Бегидова Т.П., Агеева Н.В., Петрова И.В. Адаптивная физическая культура в психогимнастике для лиц с нарушением интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):143-153. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153
For citation:
Begidova T.P., Ageeva N.V., Petrova I.V. Adaptive physical culture in psychohymnastics for persons with intellectual disabilities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):143-153. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153