Американская традиция проведения интеллектуальных состязаний: конкурсы и олимпиады
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-795-804
Аннотация
Актуальность. Олимпиадное движение во всем мире набирает популярность, привлекая внимание школьников как надежный инструмент саморазвития и изучения предметов на повышенном уровне. Проблемой исследования выступает анализ зарубежных практик организации интеллектуальных соревнований для школьников в контексте развития личности и творческих способностей учащихся. В фокусе нашего внимания оказывается национальная экосистема реализации интеллектуальных состязаний в США. Цель нашего исследования преломляется в выявлении особенностей реализации данных конкурсных мероприятий в американской традиции, в то время как актуальность обусловлена успехами сборных США на международных олимпиадах.
Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного и культурологического подходов. Среди использованных нами теоретических методов – изучение научной литературы по теме, в том числе на английском языке; обобщение, категоризация, сравнительный анализ, а также анализ законных актов США в области образования, и веб-сайтов операторов проведения интеллектуальных состязаний.
Результаты исследования. В результате исследования установлен ряд особенностей американской системы отбора и развития талантливых школьников в школе, среди уникальных черт – децентрализация организации конкурсов и широкое внедрение командных соревнований.
Выводы. Новизна исследования преломляется в изучении особенностей конкурсного и олимпиадного движения в США на современном этапе. Теоретическая значимость заключается в приращении педагогического знания о зарубежном образовании в сфере реализации олимпиадного движения, на практическом уровне полученные данные могут адаптироваться и внедряться в отечественные практики поиска талантливой молодежи.
Об авторе
А. П. ГуловРоссия
Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6
119454, г. Москва, просп. Вернадского, 76
Список литературы
1. Thayer-Bacon B.J. Redefining work and education in the technological revolution // Studies in Philosophy and Education. 2019. № 38. P. 581-590. https://doi.org/10.1007/s11217-019-09649-0
2. Agarwal R., Ganguli I., Gaulé P., Smith G. Why U.S. immigration matters for the global advancement of science // Research Policy. 2023. Vol. 52. Issue 1. https://doi.org/10.1016/j.respol.2022.104659
3. Hallström J. Embodying the past, designing the future: Technological determinism reconsidered in technology education // International Journal of Technology and Design Education. 2022. № 32. P. 17-31. https://doi.org/10.1007/s10798-020-09600-2
4. Sternberg R.J., Rodríguez-Fernández M.I. Humanitarian giftedness // Gifted Education International. 2023. https://doi.org/10.1177/02614294231167749
5. Birdi K., Leach D., Magadley W. Evaluating the impact of TRIZ creativity training: An organizational field study // R&D Management. 2012. Vol. 42. Issue 4. Р. 315-326. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9310.2012.00686.x
6. Ardura D., Pérez-Bitrián A. Motivational pathways towards academic achievement in physics & chemistry: A comparison between students who opt out and those who persist // Chemistry Education Research and Practice. 2019. № 20. Р. 618-632. https://doi.org/10.1039/C9RP00073A
7. Özbek G., Cho S. Project productions with real-life problems in the STEM domain of gifted youths according to their program evaluations // Gifted Education International. 2023. Vol. 3. Issue 2. P. 183-202. https://doi.org/10.1177/02614294231166770
8. Urhahne D., Ho L.H., Parchmann I., Nick S. Attempting to predict success in the qualifying round of the International Chemistry Olympiad // High Ability Studies. 2012. Vol. 23. Issue 2. Р. 167-182. http://dx.doi.org/10.1080/13598139.2012.738324
9. Campbell J.R., Walberg H.J. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests // Roeper Review. 2011. Vol. 33. Issue 1. Р. 8-17. http://dx.doi.org/10.1080/02783193.2011.530202
10. Clara S.F.B., Singai C.B., Saheed O. Soft skills for young adults: Circuit in the formal, non-formal and informal models // Issues and Ideas in Education. 2018. Vol. 6. № 1. Р. 99-112. http://dx.doi.org/10.15415/iie.2018.61006
11. Богданова О.Н. Как подготовить к олимпиаде: обучение педагогической команды // Народное образование. 2019. № 5. С. 198-204. https://elibrary.ru/uavovh
12. Хангельдиева И.Г. Креативность и инновационность в педагогической практике: вчера, сегодня и завтра // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 36-60. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-4-36-60 , https://elibrary.ru/kiywsx
13. Anderhag P., Wickman P.O., Bergqvist K., Jakobson B., Hamza K.M., Säljö R. Why do secondary school students lose their interest in science? Or does it never emerge? A possible and overlooked explanation // Science Education. 2016. Vol. 100. № 5. Р. 791-813. http://dx.doi.org/10.1002/sce.21231
14. Гревцова Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 33-39. https://elibrary.ru/ukkser
15. Applied Social Psychology: Understanding and Addressing Social and Practical Problems (2nd ed.) / by eds. F.W. Schneider, J.A. Gruman, L.M. Coutts. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2012. 486 p. Available at: https://archive.org/details/appliedsocialpsy0000unse_i3c1
16. Артемьева Л.Н., Яковлева Ю.В. Методологические основы психолого-педагогической олимпиады школьников // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 8. С. 146-151. https://elibrary.ru/tyrhdy
17. Иванова С.В., Бокова Т.Н. Высшие «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований) // Педагогика. 2020. № 6. С. 35-47. https://elibrary.ru/dzxcls
18. Малахова В.Г., Бокова Т.Н. Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 1. С. 93-103. https://doi.org/10.26907/esd15.1.08 , https://elibrary.ru/bayfdt
19. Бессарабова И.С., Курышева Е.С. Взаимосвязь поликультурного и инклюзивного образования на примере США // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 66-72. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-66-72, https://elibrary.ru/zspwjf
20. Машко Е.П. Педагогическое сопровождение одаренных детей в многодетных семьях России и США // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 5 (72). С. 79-84. https://elibrary.ru/kwofrw
21. Скиба А.А. Международный опыт в области выявления и организации работы с одаренными детьми и молодежью // Культурная политика: от стратегии государства – к управленческим решениям организаций: материалы науч.-метод. семинара «Культура и культурная политика» ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ (2020–2021 гг.). Вып. 9. М.: Изд-во «Согласие», 2022. С. 422-432. https://elibrary.ru/jlcmzv
Рецензия
Для цитирования:
Гулов А.П. Американская традиция проведения интеллектуальных состязаний: конкурсы и олимпиады. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):795-804. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-795-804
For citation:
Gulov A.Р. American tradition of intellectual competitions: contests and Olympiads. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):795-804. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-795-804