Модель формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1152-1160
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена обострением противоречий между объективной потребностью общества в культурно-продуктивной личности и недостаточностью знаний о содержании продуктивного опыта как одного из целевых ориентиров современного образования; между широкими возможностями дополнительного образования в формировании продуктивного опыта и недостаточной степенью реализации ее потенциала применительно к рассматриваемой области педагогического исследования. Целью исследования явилось проектирование модели формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании. Методы исследования: аналитический обзор научных источников, моделирование. Модель обеспечивает реализацию потенциала дополнительного образования в формировании структурных компонентов продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено исследованию процессуального компонента модели, нацеленного на использование в практике традиционных и инновационных методов, приемов, средств, реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность изучаемого процесса.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. НеясоваРоссия
Неясова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А
С. Н. Горшенина
Россия
Горшенина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики
430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А
Л. А. Серикова
Россия
Серикова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А
Т. И. Шукшина
Россия
Шукшина Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, проректор по научной работе, почетный работник науки и техники РФ, заслуженный работник высшей школы
430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А
Список литературы
1. Неясова И.А., Соколова Ю.Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 4 (32). С. 45-51.
2. Козлова Н.А., Вертякова Э.Ф., Фортыгина С.Н. Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 170-173.
3. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. М.: Флинта, 2017. 146 с.
4. Ковалева Е.А. Продуктивно-творческая деятельность как средство формирования познавательной сферы младших школьников // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2017. № 7. С. 25-29.
5. Чванова М.С., Киселева И.А. Моделирование образовательной среды на основе новых форм интернет-социализации для открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 7-18. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-7-18
6. Леонович Е.Н., Суворова К.Д. Условия формирования продуктивной деятельности учащихся // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 2. С. 35-39.
7. Пластинина Ю.Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1 (8). С. 240-243.
8. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Особенности творческой деятельности детей в начальных классах // Вопросы науки и образования. 2020. № 27 (111). С. 13-15.
9. Ботирова Н.Д. Развитие продуктивного мышления младших школьников // Гуманитарный трактат. 2019. № 61. С. 4-6.
10. Щербакова И.В., Николаева С.И. Использование вопроса в деятельности педагога и младшего школьника с целью формирования продуктивного опыта в условиях модернизации образования // Продленка: образовательный портал. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/90935-ispolzovanie-voprosa-v-dejatelnosti-pedagoga (дата обращения: 21.05.2022).
11. Рассохина В.С. Формирование продуктивного опыта младших школьников. URL: http://www.rusnauka.com/20_DNI_2013/Pedagogica/0_139608.doc.htm (дата обращения: 22.05.2022).
12. Кушнир Е.О., Закирова А.Б. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования // Бюллетень науки и практики. 2017. № 12. С. 540-544. https://doi.org/10.5281/zenodo.1116643
13. Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 174. С. 99-107. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-99-107
14. Шевченко О.В. Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). С. 179-183.
Рецензия
Для цитирования:
Неясова И.А., Горшенина С.Н., Серикова Л.А., Шукшина Т.И. Модель формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(5):1152-1160. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1152-1160
For citation:
Neyasova I.A., Gorshenina S.N., Serikova L.A., Shukshina T.I. Model of the development of productive experience in children of primary school age in additional education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(5):1152-1160. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1152-1160