Исторический аспект развития социально-культурной деятельности как средства социализации молодежи
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-868-879
Аннотация
Представлен анализ эволюции социально-культурной деятельности как части истории России в контексте участия молодежи в деятельности общественных объединений. Проанализированы идеи, положения и компоненты периодизации в научных трудах, описывающих эволюцию социально-культурной деятельности. Приведены результаты анализа понятия социализации и его основных компонентов. Раскрыт потенциал общественных объединений как средства социализации молодежи. Выделены функции общественного объединения как социокультурного института. Проанализированная теория социально-культурной деятельности позволила раскрыть периодизацию развития социально-культурной деятельности. Смена социально-экономических условий определена как основной фактор периодизации истории социально-культурной деятельности. Дана характеристика каждого периода на основе социального запроса относительно развития социума и культуры, раскрыты инновационные формы социально-культурной деятельности, проанализированы научные публикации ученых. Сделан акцент на идеях, целях и формах участия молодежи в общественно-полезной деятельности на основе контекста времени. Приведен анализ современного этапа развития социально-культурной деятельности с учетом современных тенденций развития культуры и социума, на основе педагогических идей в научной литературе, соответствующей каждому периоду, и нормативно-правовых актов. Сделан акцент на социализации молодежи в рамках современных общественных объединений.
Об авторах
Р. А. ЛитвакРоссия
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36А
А. В. Оронова
Россия
Оронова Александра Владиславовна, аспирант, кафедра педагогики и этнокультурного образования, специалист по учебно-методической работе
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36А
Список литературы
1. Методические материалы по дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности» в помощь студентам заочной формы обучения / сост. Е.А. Макарова. Минск, 2016. 140 с.
2. Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. К уточнению понятия «гражданская социализация» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (29). С. 155-158.
3. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности / под общ. ред. В.Н. Наумчика. Минск: Высш. шк., 2004. 143 с.
4. Гуляев И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи. М.: Юрайт, 2019. 124 с.
5. Фахрутдинова А.З., Отургашева Н.В. Общественные объединения как фактор сохранения и трансляции культурных ценностей // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 2 (10). С. 135-140.
6. Шарковская Н.В. Сущностный смысл социально-культурного института: функциональный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (53). С. 122-127.
7. Литовкин Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ, 2007. С. 9-13.
8. Туев В.В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ, 2007. С. 14-28.
9. Ярошенко Н.Н. Основные этапы историко-педагогических исследований социально-культурной деятельности в России конца XIX – начала XXI века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88). С. 114-127. https://doi.org/10.24411/1997-0803-2019-10210
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
11. Бикметов Ф.Ф. Деятельность культурно-просветительных учреждений по организации военнотехнической пропаганды в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 2 (34). С. 177-182.
12. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
13. Рябков В.М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 233-237.
14. Верт Н. История советского государства. 1900–1991: пер. с фр. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. 480 с.
15. Козлов Д. Социализация советской молодежи периода «оттепели»: варианты альтернативных идентичностей (на примере Архангельской области) // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2012. № 2. С. 115-129.
16. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): в 12 т. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. Т. 9. 556 с.
17. Ширинкин П.С. Методологические ориентиры и направления развития современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 136-144. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-136-144
Рецензия
Для цитирования:
Литвак Р.А., Оронова А.В. Исторический аспект развития социально-культурной деятельности как средства социализации молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(4):868-879. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-868-879
For citation:
Litvak R.A., Oronova A.V. The historical aspect of the development of social and cultural activities as a means of youth socialization. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(4):868-879. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-868-879