Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-911-922
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В современном языковом образовании преподавателям необходимо создать условия для профессиональной познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, так как такая форма организации учебного процесса наиболее благоприятна в контексте превалирующего в высшем образовании компетентностного подхода. Для этого применяются лингво-педагогические модели проблемного обучения, у которых были выделены следующие переменные характеристики: степень автономности, вид речевой деятельности, вид мышления и тип задания. В качестве инструментов проблематизации и регулирования этих переменных было предложено использование интернет-ресурсов. Они были разделены на три группы: аутентичные материалы, лингводидактические средства и интернетплатформы. У последних выделены упорядочивающие и контролирующие инструменты. Благодаря упорядочивающим инструментам преподаватель может организовывать и проблематизировать содержание обучения, а благодаря контролирующим – регулировать автономность и проблематизировать процесс. После анализа методических свойств и функций была установлена прямая связь между используемыми на различных этапах инструментами и моделями взаимодействия с проблемными ситуациями. Привлечение определенных интернет-ресурсов позволяет акцентировать вид речевой деятельности, предвосхитить способ взаимодействия учащихся, а также предугадать используемые при выполнении задания стратегии решения проблемных ситуаций. Анализ платформы Google показал высокую применимость таких ресурсов в обучении иностранным языкам из-за широких возможностей структурирования содержания обучения, регулирования речевой деятельности и мониторинга процесса выполнения. Таким образом, использование интернет-ресурсов переносит проблемное задание в цифровую среду, что добавляет ряд новых методических инструментов для развития универсальных и общепрофессиональных навыков.
Об авторах
С. С. МуруновРоссия
Мурунов Сергей Сергеевич, ассистент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. В. Медведев
Россия
Медведев Николай Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
О. Е. Шульц
Россия
Шульц Ольга Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, научный сотрудник Центра публикационной активности
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Bielousova R. On the Issue of Adapting Materials for the English for Specific Purposes Online Course // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2020. Vol. 12. № 1. P. 60-76. https://doi.org/10.18662/rrem/12.1sup1/223
2. Akilli E., Konoplianyk L., Pryshupa Y. ICT in Teaching ESP to Future Civil Engineers at Technical University // Advanced Education. 2021. Vol. 6. № 11. P. 93-99. https://doi.org/10.20535/2410-8286.148507
3. Иванова О.А. Онлайн-курс в системе смешанного обучения и его лингводидактический потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 3. С. 93-104. https://doi.org/10.18721/JHSS.12308
4. Дудаев Г.С.-Х. Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 34-36. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00012
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974. 64 с.
6. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского ГТУ, 1994. С. 10-17.
7. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с.
9. Ковалевская Е.В. Модели проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку // Проблемность и профильность в образовании - условия устойчивого развития цивилизации: материалы 6 Моск. междунар. конф. «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». М.: Спутник, 2006. С. 55-58.
10. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам). М.: МНПИ, 2000. 247 с.
11. Махутова Г.М. Развитие компетентности иноязычного общения у будущих педагогов на основе проблемных ситуаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5. № 5. С. 26-33.
12. Колесник Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке): дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 174 с.
13. Закирова С.Г. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения: на материале преподавания иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижневартовск, 2007. 23 с.
14. Мурунов С.С. Использование ИКТ средств для профессионального развития личности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 17 Междунар. науч.-практ. Internetконференции / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. С. 171-177.
15. Abramova V.S., Boulahnane S. Exploring the Potential of online English Websites in Teaching English to Non-Linguistic Major Students: Breaking News English as Example // Register Journal. 2019. Vol. 12 (1). P. 1-12. https://doi.org/10.18326/rgt.v12i1.1-12
16. Титова С.В. Принципы проектирования и структура веб-программы курса // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. C. 93-99. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.24.9
17. Титова С.В., Коткова И.С. Методические основы разработки мобильного класса для обучения иностранным языкам в старшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2. С. 103-114.
18. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. Т. 4. № 20. C. 115-127.
19. Constantinou E.K. Teaching in Clouds: Using the G suite for Education for the Delivery of Two English for Academic Purposes Courses // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2018. Vol. 6. № 2. P. 305-317. https://doi.org/10.22190/JTESAP1802305C
20. Amin E.A.R. A Review of Research into Google Apps in the Process of English Language Learning and Teaching // Arab world English journal. 2020. Vol. 11 № 1. P. 399-418. https://doi.org/10.24093/awej/vol11no1.27
21. Matthew A. Collaborating Online with Four Different Google Apps: Benefits to Learning and Usefulness for Future Work // Journal of Asia TEFL. 2019. Vol. 16. № 4. P. 1268-1288. https://doi.org/10.18823/asiatefl.2019.16.4.13.1268
Рецензия
Для цитирования:
Мурунов С.С., Медведев Н.В., Шульц О.Е. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(4):911-922. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-911-922
For citation:
Murunov S.S., Medvedev N.V., Shults O.E. Using Internet resources for problematization of teaching foreign languages. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(4):911-922. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-911-922
ISSN 2782-5825 (Online)