Короткие видео на платформе “TikTok” как средство формирования социокультурных навыков у обучающихся английскому языку
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-25-34
Аннотация
Напряженная эпидемиологическая ситуация, вызванная чрезвычайно быстрым распространением коронавирусной инфекции, ускорила переход учебных заведений на формат удаленного обучения посредством сетевого общения, что, в свою очередь, повлекло за собой колоссальные изменения в выборе средств обучения и сделало педагогические новшества неотъемлемой частью учебного процесса. Однако важность роли сетевых сообществ в обучении была отмечена еще до перехода на дистанционный формат обучения, так как многие преподаватели использовали социальные сети как оперативный канал связи со студентами. Кроме общения, социальные платформы могут быть использованы и для достижения других целей, в том числе и решения образовательных задач. Несмотря на то, что изначально социальные платформы создавались для дружеского общения, групповой коммуникации и творчества и не были связаны с образованием, с каждым годом они становятся все более привычным средством для обмена информацией и организации образовательного процесса. Социальные платформы открывают возможности для решения самых разных педагогических задач, а также позволяют решить проблему организации продуктивного процесса обучения. Продуктивный и творческий характер обучения наряду с визуальной составляющей могут способствовать положительным изменениям в организации учебного процесса. Рассмотрены роль видеороликов в обучении иностранному языку и образовательный потенциал, которым обладают короткие видео на платформе “TikTok”, их преимущества и возможность интеграции в учебный процесс с целью повышения эффективности и качества образования; роль преподавателя в организации такой деятельности.
Об авторах
Е. В. ГоробцовРоссия
Горобцов Евгений Викторович, ассистент кафедры перевода и языковых коммуникаций
634050, г. Томск, ул. Ленина, 36
Р. Д. Лопатин
Россия
Лопатин Роман Дмитриевич, ассистент кафедры перевода и языковых коммуникаций
634050, г. Томск, ул. Ленина, 36
П. Д. Митчелл
Россия
Митчелл Петр Джонович, доктор педагогики (Doctor of Education, Университет Дерби, г. Дерби, Великобритания), профессор, заведующий кафедрой перевода и языковых коммуникаций, руководитель международной магистерской программы “Global MA in ELT Leadership”, действительный член Института лингвистов Великобритании
634050, г. Томск, ул. Ленина, 36
Список литературы
1. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. 2009. № 1 (17). С. 4-5.
2. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Факты образования. 2020. № 4 (29). С. 5-27.
3. Гужова И.В. Проблемы формирования цифровой грамотности молодежи в социальных сетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 14-25. https://doi.org/10.24411/2070-0695-2020-10402
4. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
5. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
6. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
7. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111.
8. Евстигнеев М.Н., Завьялов В.В., Евстигнеева И.А. Обучение профессиональному письменному дискурсу студентов-юристов на основе блог-технологии // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 49-55.
9. Сысоев П.В., Золотов П.Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык культура. 2020. № 51. С. 229-246. https://doi.org/10.17223/19996195/51/12
10. Золотов П.Ю. Лингводидактические свойства корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 185. С. 75-82. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-75-82
11. Клочихин В.В. Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 179. С. 69-80. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-69-80
12. Клочихин В.В. Этапы формирования коллокационной компетенции студентов на основе лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 186. С. 14-24. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-14-24
13. Пустовалова О.В. Социальный сервис «Твиттер» как средство развития речевых умений у студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 7 (111). С. 193-197.
14. Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.
15. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Фонд Развития Интернет; Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2013. 144 с.
16. Kozma R.B. The Influence of Media on Learning: The Debate Continues // School Library Media Research. Vol. 22. № 4. P. 233-239.
17. Гальскова Н.Д., Тез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: ACADEMIA, 2005. 336 с.
18. Нечай О.О. Использование видеохостинга YouTube в обучении иностранному языку // Проблемы педагогики. 2018. № 5 (37). С. 39-42.
Рецензия
Для цитирования:
Горобцов Е.В., Лопатин Р.Д., Митчелл П.Д. Короткие видео на платформе “TikTok” как средство формирования социокультурных навыков у обучающихся английскому языку. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(194):25-34. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-25-34
For citation:
Gorobtsov E.V., Lopatin R.D., Mitchell P.J. Short videos on the “TikTok” platform as a means of developing sociocultural skills in English language learners. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(194):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-25-34