Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Социально-педагогические условия формирования тренером у спортсмена «веры в себя» в ситуациях успеха и неуспеха

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-135-146

Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема – социально-педагогические условия выработки тренером уверенности в себе у спортсмена в своих способностях и физических возможностей при ситуациях успеха и неуспеха его выступлений на соревнованиях. Рассматриваемая тема мало разработана и исследована в научно-методических отечественных и зарубежных источниках, проанализированных нами. Цель исследования состоит в определении социально-педагогических условий формирования тренером у своих воспитанников веры в себя как при успешных, так и при неуспешных выступлениях на соревнованиях. Методологическими основами исследования стали личностно-деятельностный, субъект-субъектный, отношенческий, аксиологический подходы. Были использованы следующие методы: анализ источников по поднятой проблеме, собственные наблюдения авторов, интервью с тренерами (мужчинами и женщинами) и спортсменами (юношами и девушками), ретроспективный и математический методы. Использование названных методов позволили наметить социально-педагогические условия воспитания веры в себя у спортсменов в спортивной деятельности тренеров. Разработана структура уверенности и неуверенности в себе у спортсмена и их признаки, на основе которых можно было определить итоги социально-воспитательной работы тренера со спортсменом и вносить коррективы в ситуациях успеха или неуспеха его выступлений на соревнованиях. Использованы мнения тренеров и самих спортсменов о воздействии успехов или неуспехов на формирование у спортсменов (девушек и юношей) «веры в себя», в свои физические, биологические, волевые способности, возможности и социально-педагогические условия их оптимального применения на тренировках и во время соревнований. Выявленные социально-педагогические условия могут быть учтены тренерами в практике спортивной и воспитательной деятельности со спортсменами.

Об авторах

М. И. Старов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Л. А. Романина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Романина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



А. Э. Барановский
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Барановский Артем Эдуардович, научный сотрудник отделения психолого-педагогического образования

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Старов М.И., Ефимова Т.Н. Теоретико-методологический анализ феномена «Уверенность в себе» в отечественных и зарубежных источниках // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2 (118). С. 9-15.

2. Черникова О.А. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1970.

3. Рудик П.А. Психология. М., 1976.

4. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние и качество // Психология личности в деятельности спортсмена. М., 1981. С. 51-60.

5. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 156 с.

6. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воликовой, М.: ПЕРСЭ, 2002. 368 с.

7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общ-во России, 1998. 250 с.

8. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М.: ФиС, 1973. 112 с.

9. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 с.

10. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 175 с.

11. Крукович Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства. Минск: ЕГУ, 2001. 128 с.

12. Смит М.Дж. Тренинг уверенности: комплекс упражнений для развития уверенности. СПб., 1997. 256 с.

13. Скотт Дж.Г. Развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства для достижения большого успеха // Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Вып. 1. Киев: Изд. общ-во ВЕК, 1991. С. 47-65.

14. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1988.

15. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2007. 636 с.

16. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. С. 396-403.

17. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить / пер. с англ. З.П. Вольской, Ю.В. Семенова; общ. ред. В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова; сост. М.И. Хасхачих. М.: Прогресс, 1989. 715 с.

18. Старов М.И., Ефимова Т.Н. Волевая саморегуляция как компонента и показатель уверенности в себе у студентов педагогического колледжа // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2012. № 1. С. 45-49.

19. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.

20. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека. Пермь: Книжный мир, 2013. 128 с.

21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Москва; Ленинград, 1950. Т. 8. 734 с.


Рецензия

Для цитирования:


Старов М.И., Романина Л.А., Барановский А.Э. Социально-педагогические условия формирования тренером у спортсмена «веры в себя» в ситуациях успеха и неуспеха. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;22(1):135-146. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-135-146

For citation:


Starov M.I., Romanina L.A., Baranovskiy A.E. Social and pedagogical conditions for the development of an athlete’s “self-belief” by a coach in situations of success and failure. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;22(1):135-146. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-135-146

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)