Типология педагогических ситуаций: кросс-культурный анализ
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-664-672
Аннотация
Актуальность. Закономерное обращение к возможности определить некие типологические особенности, которые способствовали бы дифференциации и упорядочиванию педагогических ситуаций, приводит к необходимости определенной систематизации получаемых знаний и опыта. Актуальным представляется рассмотрение и сравнение оснований типологий, поскольку определенности в том, как должна описываться педагогическая ситуация до сих пор нет.
Методы исследования. Сравнительный анализ, контент-анализ, метод интерпретации и контекстуальный анализ.
Результаты исследования. Проанализированные типологии педагогических ситуаций в отечественной литературе по педагогике различаются по типологическим основаниям, принципам, по пониманию сущности педагогических ситуаций, что делает систематизацию педагогических ситуаций неоднозначной, сложной и практически невозможной для использования в повседневной педагогической практике. Зарубежные типологии педагогических ситуаций строятся на принципиально других основаниях, исходя из понимания сущности образовательного процесса, участников, происходящих изменений. Все проанализированные типологии не только не упрощают создание и использование педагогических ситуаций, но будучи построенными на разных основаниях, вносят определенную путаницу в понимание и оперирование ими.
Выводы. Многообразие описаний и неоднозначность определений педагогических ситуаций затрудняет создание полной типологии и выбор четкого основания. Исходя из нашего определения педагогической ситуации, мы посчитали возможным предложить более четкое и системное основание для типологии и выделить 3 типа педагогических ситуаций. Таким логическим основанием может стать способность педагогической ситуации достигать решения педагогической задачи. В отличие от всех проанализированных ситуаций, предлагаемая типология базируется на четком системном типологическом основании, позволяет дифференцировать и упорядочить педагогические ситуации, удобна в использовании.
Об авторе
В. В. ДоброваРоссия
Доброва Виктория Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
ResearcherID: D-5584-2014
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
1. Naumova T.A., Mukhacheva E.V., Prichinin A.E. (compilers) (2020). Sbornik pedagogicheskikh situatsii i zadach [Collection of Pedagogical Situations and Tasks]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 68 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ouzkzh
2. Dobrova V.V. (2021). Pedagogical situations: interpretation difference. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences, vol. 18, no. 4, pp. 73-82. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6, https://elibrary.ru/npjhxl
3. Korosteleva S.G. (2020). Development of pedagogical thinking in the professional training of a future teacher. Nauka i shkola = Science and School, no. 4, pp. 73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-4-73-82, https://elibrary.ru/sqttfe
4. Danilova L.N., Serikov V.V. (2022). Application of the method of pedagogical situations in the process of forming the culture of interethnic communication at senior schoolchildren. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (115), pp. 177-184. (In Russ.) https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.115.2.024, https://elibrary.ru/qjwdvc
5. Bekkozhanova G.K., Manapova G.K. (2021). Pedagogical situations as a method of forming professional and special competencies. Vestnik Kyrgyzstana = Bulletin of Kyrgyzstan, no. 2-2, pp. 68-75. (In Russ.) https://doi.org/10.33514/BK-1694-7711-2021-2(2)-68-75, https://elibrary.ru/pkjdye
6. Sokryukina M.I., Shevtsova M.A. (2021). The complex of pedagogical situations as the main condition of pedagogical support of teaching foreign language speaking to preschoolers. Materialy 5 Yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Inostrannye yazyki i sovremennye tendentsii v inoyazychnom obrazovanii» [Proceedings of the 5th Anniversary International Scientific and Practical Conference “Foreign Languages and Modern Trends in Foreign-Language Education”]. Voronezh, Voronezh State Pedagogical University Publ., pp. 393-397. (In Russ.) https://elibrary.ru/zmavvt
7. Azhykulov S.M. (2020). Scientific and pedagogical bases of the concept “pedagogical situations”. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo [Human. The society. Society], no. 1, pp. 16-22. (In Russ.) https://elibrary.ru/ozcexa
8. Bezrukova V.S. (1996). Pedagogika. Proektivnaya pedagogika [Pedagogy. Project Pedagogy]. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 258 p. (In Russ.)
9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. (2003). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 566 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qtiuix
10. Bordovskaya N.V., Rean A.A. (2009). Pedagogika [Pedagogy]. St. Petersburg, Piter Publ., 299 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tieuzn
11. Emel’yanova I.N. (2008). Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and Methodology of Education]. Moscow, Akademiya Publ., 253 p. (In Russ.)
12. Zasukhina I.B. (2019). Situations of meaning formation as a condition forming of motivation for studying a foreign language among students of technical college. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. 1 (80), pp. 74-85. (In Russ.) https://elibrary.ru/avbcis
13. Batarchuk D.S. (2019). The pedagogical situation as a mechanism to develop a multicultural identity among students as a result of the educational process at the university. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, no. 1, pp. 18-22. (In Russ.) https://elibrary.ru/zcpymx
14. Brousseau G. (1998). Théories des situations didactiques. La pensée Sauvage, vol. 26, no. 2, pp. 470-472. (In French) https://doi.org/10.7202/000137ar
15. Smith R.M. (1982). Learning how to Learn: Applause Theory for Adults. Chicago, Follett Publishing Company, 201 p.
16. Kolb D.A. (2015). Experiential Learning: Experience as a Source of Learning and Edvelopment. London, Pearson Education Publ., 416 p.
17. Hall G.E., Loucks S. (1978). Teacher concerns as a basis for facilitating and personalizing staff development. Teachers College Record, no. 80, issue 1, pp. 36-53. https://doi.org/10.1177/016146817808000104
18. Vignollet L. (2006). LDL: a language to model collaborative learning activities. Proceedings of EdMedia: World Conference on Educational Media and Technology. Orlando, Association for the Advancement of Computing in Education Publ., pp. 838-844.
19. Karamjit S. Gill. (1996). Human Machine Symbiosis. Human-Centred Systems. London, Springer Publ., 502 p.
20. Vilppu H., Södervik I., Postaref L., Murtonen M. (2019). The effect of short online pedagogical training on university teachers’ interpretations of teaching-learning situations. Instructional Science, vol. 47, pp. 679- 709. https://doi.org/10.1007/s11251-019-09496-z
21. Vega M.L., Hederich C.H. (2015). Impacto de un programa de aprendizaje cooperativo en el rendimiento académico en matemáticas y español en un grupo de estudiantes de 4◦ de primaria y su relación con el estilo cognitivo. New Approaches in Educational Research, vol. 4, no. 2, pp. 90-97. (In Spanish) https://doi.org/10.7821/naer.2015.7.124
22. Mira-Galvañ M.J., Gilar-Corbi R. (2020). Design, implementation and evaluation of an emotional education program: effects on academic performance. Front. Psychol, vol. 11, article 1100, pp. 1-9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01100
23. Dobrova V.V. (2023). On one type of pedagogical situations: classification and practical aspects. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, vol. 20, no. 1, pp. 77-86. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6, https://elibrary.ru/whskxa
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Доброва В.В. Типология педагогических ситуаций: кросс-культурный анализ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(3):664-672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-664-672
For citation:
Dobrova V.V. Typology of pedagogical situations: cross-cultural analysis. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(3):664-672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-664-672