Том 22, № 1 (2017)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
18-31 49
Аннотация
Рассмотрены цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ, которые были сформулированы на основании требований общества и государства к компетенциям современных специалистов. К целям были отнесены: 1) формирование иноязычной коммуникативной компетенции; 2) развитие межкультурной коммуникативной компетенции; 3) обучение иностранному языку для специальных целей. В качестве задач были определены: 1) обучение английскому языку как средству международного общения; 2) развитие умения общаться на иностранном языке в определенной профессиональной сфере; 3) формирование специальных профессиональных компетенций на иностранном языке; 4) развитие интеллектуальной, психологической и социальной компетенций; 5) создание положительной мотивации к изучению иностранного языка; 6) интенсификация обучения иностранному языку. Также были обозначены необходимые компетенции, формируемые в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (владение специальной терминологией, умение общаться на общеэкономические и специализированные темы, умение делать презентации и вести переговоры, вести деловую переписку и т. д.), обозначены качества, необходимые профессионалу для успешного выполнения своей деятельности (критическое мышление, творчество, умение работать с большим объемом информации, самостоятельно решать профессиональные проблемы, умение переносить знания из одной области в другую и т. д.). Для достижения поставленных целей и задач были выделены следующие подходы и технологии обучения: междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, технология «развития критического мышления», технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, контекстное обучение иностранному языку, корпоративные формы обучения, создание в компании иноязычной корпоративной среды.
32-38 60
Аннотация
Рассмотрен вопрос выявления и обоснования психолого-педагогических условий обучения иноязычному письменному взаимодействию посредством блога учебной группы. На основе анализа научной литературы выделены шесть таких условий: мотивация учащихся участвовать в письменном иноязычном взаимодействии посредством блога учебной группы, мотивация принимать участие в интернет-взаимодействии во внеаудиторное время, использование педагогической технологии «обучение в сотрудничестве», компьютерная грамотность, уровень владения иностранным языком не ниже B1, соблюдение последовательности этапов обучения иноязычному письменному взаимодействию. Кроме того, раскрываются сущность этих понятий и причины, по которым на них стоит обращать внимание при обучении иноязычному письменному взаимодействию. Мотивация - ориентация учащегося, направленная на достижение целей обучения иностранному языку. Блог учебной группы помогает повысить мотивацию к участию в письменном иноязычном взаимодействии, проявить самостоятельность во время уроков и после уроков. Работа в блоге предполагает обучение в сотрудничестве, то есть командную работу учащихся для достижения поставленной перед ними цели. Важно отметить, что учитель и его ученики должны владеть компьютерной грамотностью - умением пользоваться минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере. Кроме того, ученикам необходимо овладеть пороговым уровнем владения иностранным языком для успешной работы в блоге учебной группы. В процессе организации работы участникам необходимо соблюдать последовательность этапов обучения иноязычному письменному взаимодействию.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
7-17 67
Аннотация
Рассмотрены вопросы профориентационной работы в образовательном учреждении. Определено, что профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Проанализированы понятие, характеристики, функции, методы и основные мероприятия профориентационной деятельности, которые направлены на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии. Подробно раскрыты подходы для построения профессионального будущего учащихся, при реализации которых используются принципиально новые технологии и методики, направленные не только на новое теоретическое осмысление профориентационной работы, но и решение ряда организационных вопросов. Обосновано, что сегодня необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни. Поэтому достаточно подробно рассматривается профессиональная адаптация как важнейший этап профессионального самоопределения человека. Сущность профориентационной работы состоит в том, чтобы помочь учащемуся сделать первоначально правильный выбор. Поэтому проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, встречи со студентами, с профконсультантами, работниками центров занятости будут способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и станут основой для проведения профессионального отбора.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
39-62 37
Аннотация
К основным дидактическим принципам обучения высшей школы педагогики физического воспитания в настоящее время следует отнести: научность; сознательность и активность в обучении; наглядность обучения; систематичность и последовательность в обучении; доступность и обучение на высоком уровне трудностей; прочность овладения знаниями, умениями и навыками; комплексность; оптимальность; конкретность; коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Дополнительно к военным вузам также прилагается принцип «прикладности». В теории и методике физической подготовки войск (сил флота) указанные принципы обучения являются исходными основополагающими положениями при построении тренировочного процесса военнослужащих, однако в рамках реализации двигательной деятельности человека при пролонгированном воздействии нагрузок имеют свою особенность в отношении приоритета использования. Варьирование акцентов применения педагогических принципов обучения с учетом тенденции современных научных взглядов на методику оздоровительной направленности физической подготовки, раскрывается авторами в материале статьи, адаптированному к военно-образовательным учреждениям.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
86-92 52
Аннотация
Институт земских начальников с полным основанием может быть назван одним из немногих сохранившихся «белых пятен» в истории России конца XIX - начала XX века. Высочайшим указом от 12 июля 1889 г. в губерниях Российской империи были введены судебно-административные учреждения в лице земского начальника. Рассмотрены основные требования, которые предъявлялись к должности земского начальника пореформенной деревни. Анализ кадрового состава земских начальников показывает, что в основном должности занимали потомственные дворяне, преимущественно землевладельцы, редко с юридическим образованием. Хотя закон 1889 г. предусматривал окончание одного из высших учебных заведений империи, людей с таким образованием просто не хватало. В итоге, согласно исследованию, на эту должность попадали даже те, кто имел незаконченное домашнее образование. Что касается вопроса о назначении именно потомственных дворян, то это легко объясняется тем фактором, что именно потомственные дворяне рассматривались самодержавием как опора монархии. Обязательным условием утверждения в должности земского начальника была политическая благонадежность. Конкретные примеры приведены в тексте. Возрастной ценз для данной должности был установлен в 25 лет, но в 1904 г. понижен до 21 года. Таким образом, в ходе проведения реформы уровень статусных требований к кандидатам на должность земского начальника снижался и вообще был невысок. Предполагалось, что на местах найдется достаточный контингент лиц, удовлетворяющих требованиям для назначения на должность. Но проблема была в том, что таких людей было немного. Большинство же смотрело на свою деятельность как на нечто временное, пока не представится что-нибудь более подходящее. Исследование вносит существенный вклад в подробное изучение контрреформ Александра III.
93-99 36
Аннотация
Исследован один из малоизученных аспектов истории развития библиотечного дела российской провинции, отмечено каким образом происходила организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти. 1920-е гг. показаны как период становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. Коммунистическая партия поставила перед библиотеками задачу коренного изменения методов работы с читателями, разработки новых форм библиотечного обслуживания. В соответствии с положениями государственной политики ведущими направлениями деятельности библиотек являлись ликвидация безграмотности, повышение культурно-образовательного уровня населения, распространение агрикультурных знаний. В библиотеках получили распространение такие мероприятия, как инсценировки, рассказывания, шествия книг на сцене, устные рецензии, вечера книги, пение библиотечных частушек, громкие чтения газет и книг, конкурсы, плакаты. При библиотеках создавались читательские кружки, общества друзей книги. Сформировано представление о том, что невыносимые, нередко критические материальные условия существования библиотек привели к тому, что во многих из них была введена плата за пользование книгами, залоги и штрафы, что впоследствии негативно отразилось на посещаемости библиотек: количество читателей резко сократилось.
100-108 26
Аннотация
Рассмотрены характер и структура политических репрессий в отношении тамбовской социальной элиты 1920-1940-х гг. Источником для исследования послужила электронная просопографическая база данных (БД) репрессированной элиты, включающая более тысячи персоналий и созданная на основе подготовительных материалов к Книге Памяти политических репрессированных Тамбовской области. В результате проведенного анализа БД показано движение представителей региональной социальной элиты по историческим этапам советских политических репрессий. Установлена половозрастная структура репрессированных и ее корреляция с мерой наказания. Так, доля женщин составила менее 5 %, что соответствует уровню элитного рынка труда. Большинство всех пострадавших находилось в возрасте от 41 до 50 лет (27 %), при этом к расстрелу чаще приговаривались пожилые люди старше 71 года (в 77,3 % случаев). Совокупная доля расстрелов составила 35,9 %, при этом женщин реже мужчин приговаривали к высшей мере (14,9 и 36,9 % соответственно). Рассмотренный сквозь призму наказаний национальный и профессиональный состав социальных активистов показал наибольшую долю смертных приговоров у евреев и партийно-советских и промышленных руководителей. Отдельно проанализированы репрессии периода «большого террора» (1937-1938 гг.) как наиболее массового и жестокого (64 % всех арестованных и 95,4 % всех расстрелянных тамбовских «элитариев»). Таким образом, проведенное исследование показало, что созданная электронная БД на непрерывных, длинных и репрезентативных линиях персональной социографической информации позволяет непредвзято рассмотреть политические репрессии в отношении региональной социальной элиты и описать их динамику и структуру.
109-116 38
Аннотация
Рассмотрены некоторые монады и основополагающие этапы развития коммуникативной теории общества, разработанной во второй половине XX века западной социальной наукой в лице Т. Парсонса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля и других авторов. Проанализировав труды российских дореволюционных исследователей социологического направления, таких как П.А. Сорокин, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, становится очевидным тот факт, что данные ученые использовали в своих научных изысканиях ряд понятий и категорий, характерных для коммуникативной теории общества, а также раскрывали основные социальные явления, в том числе и право, через призму коммуникации. Например, исследования К.М. Тахтарева базировались на таком понятии, как «социальное общение», А.С. Звоницкая опиралась на категорию «социальной связи», а П.А. Сорокин разработал стройную систему «социального взаимодействия». В последующий, советский, период развития российской науки, несмотря на негативное отношение к подобным буржуазным исследованиям, научная мысль также пыталась задействовать некоторые понятия, характерные для коммуникативного подхода. Так, на том научном этапе российский ученый Ю.И. Гревцов, посвятивший свои труды проблемам правовых отношений и осуществления права, в своих размышлениях активно опирался на категорию взаимодействия, которая является одним из базовых концептов коммуникативной теории общества. В настоящее время, когда перестали существовать советские идеологические догмы и появилась насущная необходимость дальнейшего развития и эволюционного преобразования современного российского правоведения, возникли новые концепции и теории, претендующие на изменение классических оснований науки права и использующие в своей основе в том числе и коммуникативный подход. Все это стало возможным благодаря эвристической ценности коммуникативной теории общества, а также тому научному базису, который был заложен в предшествующий период времени российской научной мыслью.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
117-122 24
Аннотация
Изучена должность хилиарха (в переводе с др.-греч. «начальник тысячи») при дворах персидской династии Ахеменидов и Александра Македонского. В качестве источников привлечены произведения античных авторов (труды Арриана, Квинта Курция Руфа, Корнелия Непота, Ксенофонта, Плутарха, Элиана, Юстина и др.), которые содержат материал по истории Персидской империи Ахеменидов и по деятельности Александра Македонского. В отечественной историографии отсутствуют специальные работы, посвященные данной теме, а в зарубежной историографии эта тема специально рассматривается в публикациях А. Коллинза, А. Меуса, А. Кивни. Обстоятельно исследован статус хилиарха, его функции и обязанности, сравнено положение хилиарха в Персидской империи и в империи Александра, прослежены изменения функций хилиарха в процессе создания греко-македонской империи на Востоке, и, наконец, сделан вывод о том, что в Персидской империи в обязанности хилиарха входил контроль за доступом к царю и соблюдением дворцовых церемоний (в частности, проскинесиса), а при Александре должность хилиарха стала более формальной и сводилась к выполнению военных поручений македонского царя.
123-130 20
Аннотация
Рассмотрены вопросы межцивилизационного и межкультурного взаимодействия в приграничной зоне на порубежных территориях России и Китая. В настоящее время российско-китайские отношения характеризуются чрезвычайно высоким уровнем развития, это отношения стратегического партнерства и взаимодействия, и исследование особенностей контактов представителей двух цивилизаций в условиях приграничных территорий является актуальным и имеет теоретическую и практическую значимость. Опираясь на системный подход и проблемно-хронологический метод, проведен анализ истории присутствия китайских торговцев в Приамурье, определены особенности их экономической деятельности в Амурской области на современном этапе, дана характеристика их взаимоотношений с русским населением. Рассмотрены вопросы взаимодействия китайских предпринимателей с представителями этнических диаспор из стран СНГ, а именно с узбекской диаспорой. Предпринята попытка осветить механизмы взаимных контактов, успешные моменты и сложности в отношениях. В целом, для русского населения более привычным оказалось общение с китайскими предпринимателями, нежели с представителями узбекской диаспоры. Сделан вывод о том, что особенности взаимодействия представителей разных цивилизаций на дальневосточных приграничных территориях обусловлены имеющимся многолетним историческим опытом взаимоотношений народов России и Китая, сложившимися взаимовыгодными контактами на уровне «народной дипломатии».
131-139 44
Аннотация
Рассмотрена эволюция двусторонних отношений между Румынией и Россией после «холодной войны», а также факторы, которые повлияли на динамику этих отношений в последние два десятилетия. В рамках исследования были применены сложные теоретические и эмпирические методы исследования, анализирующие эволюцию румыно-российских отношений в новой архитектуре безопасности, которая непрерывно изменяется после окончания «холодной войны». Румыно-российские отношения в настоящее время соотносятся с той динамикой, которая присутствует в мире, а потому иногда в них возникает напряженность. Эта динамика является результатом исторических и геополитических факторов. Все исследование основано на принципе объективности, поскольку были подробно изучены вопросы внешней политики двух стран и эволюция румыно-российских отношений с точки зрения процессов, происходящих на международной арене. Особый акцент сделан на изменение позиции Румынии и России с точки зрения активизации партнерских отношений и смягчения «холодного» климата в двусторонних отношениях. Кроме того, определены «нерешенные проблемы» румыно-рос-сийских отношений и рассмотрена постепенная их нормализация, которая оказывается медленным процессом из-за взаимных враждебных восприятий и якобы несовместимых политических национальных интересов.
РЕЦЕНЗИИ
147-148 37
Аннотация
Рецензируемая монография относится к числу немногочисленных изданий, сочетающих в себе черты мемуаров с научным осмыслением событий недавней истории: трагических последствий Октябрьской революции и Гражданской войны, мобилизации всех нравственных и физических сил народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства. Автор рецензии подчеркивает свойственный В.Ф. Пенькову панорамный взгляд на историческую действительность, а также глубокое понимание того, что пути истории пролагаются по единому замыслу.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
63-70 45
Аннотация
Обоснована актуальность формирования информационной компетентности у будущих социальных работников, которая обусловлена требованиями системы высшего образования в формировании конкурентоспособной личности, владеющей большим арсеналом средств и методов работы с профессионально-детерминированной информацией. Обоснована необходимость разработки и обоснования модели формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Под моделью информационной компетентности социального работника понимается единая, взаимосвязанная система, обеспечивающая процесс обучения социальных работников, где в условиях применения учебных средств методов и форм информационная компетентность формируется как целостная система знаний и умений, обеспечивающая конкурентоспособность личности, ее ориентацию на самообразование, самосовершенствование и саморазвитие. Разработка модели строилась на основе: системного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов. На основе выбранных методологических подходов были выявлены обусловленные ими дидактические принципы: целостности, сознательности и активности, гуманизации, диалогизации и межпредметной интеграции, субъектности, полифункциональности, рефлективности. С опорой на методологические подходы и дидактические принципы строилось содержание обучения, разрабатывались этапы, отбирались методы, средства, формы обучения, а также педагогические условия. Раскрыты этапы формирования информационной компетентности будущего социального работника: адаптивно установочный, репродуктивно-деятельностный, профессионально-ориентированный, каждый из которых осуществлялся на протяжении всего периода обучения социальных работников 1-4 курса. Для определения результативности процесса формирования информационной компетентности социального работника раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетентности.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
71-77 59
Аннотация
Включение элементов стохастики в структуру школьного курса математики разделила учителей и методистов на два «лагеря». Одни считают, что элементы стохастики необходимо изучать непосредственно на уроках математики только в рамках отдельных тем школьных учебников и в конце учебного года. Другие же позиционируют включение элементов стохастики только в виде факультативов или элективов, объясняя это нехваткой учебного времени и перегруженностью школьной программы. В связи с этим в методике преподавания математики нет однозначного подхода к последовательности изучения стохастических понятий и нет единой методики введения этих понятий. На данном этапе каждый автор излагает «свою» методику, большей частью основываясь на методике преподавания теории вероятностей и математической статистики в вузе. В связи с этим элементы стохастики стоят обособленно от содержательно-методических линий курса математики, которые постепенно формировались, развивались и взаимодействовали между собой. Показано, что преодолеть «отчужденность» элементов стохастики от «традиционной» школьной математики можно, если включать их изучение в каждый раздел программы. На конкретных примерах показали взаимодействие элементов стохастики с числовой содержательно-методической линией школьного курса математики. Показали, что элементы стохастики можно не только органично включить в структуру курса математики, но и с помощью ее средств укрепить внутрипредметные связи.
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
78-85 21
Аннотация
Рассмотрена одна из актуальных проблем архитектурного образования - творческое развитие студентов в процессе самостоятельной работы на занятиях по рисунку. Приобретение человеком определенного философского осмысления окружающего мира через изображение, знание своего творческого потенциала и возможностей необходимо осуществлять на всех этапах обучения. Следует включать задания, в которых происходит не только решение учебных изобразительных задач (грамотность), но и эстетико-образных (выразительность). Одним из видов рисунка, выполняемого по воображению, является фантазийный рисунок. Развивать фантазию, композиционные умения и навыки студентов предлагается через: краткосрочные (наброски, эскизы) и длительные рисунки (фантазийные архитектурные композиции). Представлен опыт работы по использованию фантазийного рисунка в творческом развитии студентов-архитекторов. Задания направлены на: оригинальное, нестандартное решение объектов изображения; изучение художественно-выразительных средств, необходимых для воплощения зрительно-ассоциативной работы по образному воспроизведению мира. В этом процессе используется самостоятельная работа как одна из форм творческого развития студентов. Рисование по воображению (фантазийный рисунок) в обучении рисунку активизирует самостоятельную работу студентов, так как: дает опыт оперирования образами; развивает наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза; позволяет пройти все этапы создания художественного произведения: от зарождения замысла до воплощения его в художественной форме; создает условия для формирования собственного стиля, способствует изучению и осознанному применению изобразительно-выразительных средств языка искусства; открывает студенту возможности творческой самореализации в выставочной деятельности, участии в творческих конкурсах.
К 100-ЛЕТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТАМБОВЩИНЕ
140-146 39
Аннотация
По данным отложившихся в Государственном архиве Тамбовской области биографических справок дается обобщенная характеристика профессорско-преподавательского состава ТГУ (1918-1921 гг.): пол, возраст, социальное происхождение, образование, общий и вузовский педагогический стаж, научная работа, обрисован профессиональный облик наиболее значимых фигур. Проанализированные сведения позволяют признать складывающийся ППС «Тамгосунта» вполне дееспособным, следовательно, ликвидация университета произошла по внешним причинам.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)