Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Лингводидактические основы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку как неродному (на примере Республики Дагестан)

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-106-117

Аннотация

Изложены результаты учебно-методической деятельности авторов в ходе реализации мероприятий по вопросам обучения русскому языку в полиэтнической среде в Республике Дагестан. Рассмотрены вопросы выделения межкультурной компетенции как результата и критерия качества обучения в условиях полиэтнического образовательного процесса. Обозначена необходимость в расширении лингводидактической базы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку за счет включения учебных материалов с национально-культурным компонентом. На конкретных практических примерах (использование интерактивных педагогических технологий: метода проектов, кейс-обучения, веб-квеста) продемонстрированы способы организации учебной деятельности, направленные на формирование межкультурной компетенции. Актуальность исследования подтверждается наличием противоречий между потребностями современного общества в эффективном межкультурном взаимодействии, в высококвалифицированных педагогических кадрах, требованиями нормативных документов и недостаточным уровнем использования потенциала процесса обучения русскому языку в полиэтнической аудитории. Особое внимание уделено способам демонстрации собственной национальной идентичности обучающихся в полиэтнической среде и презентации родной культуры посредством русского языка, вопросам совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка, необходимых для преподавания в многоязычной среде, определено содержание межкультурной компетенции.

Об авторах

Ж. И. Жеребцова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



В. В. Павлова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



И. И. Фролова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



И. Ю. Мизис
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

старший преподаватель кафедры русского языка

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

 



Список литературы

1. Даниэль М.А., Добрушина Н.Р. Русский язык в Дагестане: проблемы языковой интерференции // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: материалы ежегодной Междунар. конф. М., 2013. С. 186-211.

2. Черняк Н.В. История становления научной концепции межкультурной компетенции в отечественной и зарубежной педагогике // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 29-39.

3. Литвинов А.В. О структуре межкультурной компетенции // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 2004. Вып. 28. С. 51-57.

4. Мутовкина О.М. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 103-108.

5. Ургамал Р. Развитие межкультурной компетенции при обучении чтению монгольских студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016.

6. Осадчая Т.Ю. Оценивание межкультурной компетентности будущих специалистов на занятиях по иностранному языку // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 5 (7). С. 31-37.

7. Бердичевский А.Л. Что, как и почему в межкультурном образовании // Русский язык за рубежом. 2007. № 6. С. 42-46.

8. Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного. М.: РУДН, 2011.

9. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2014.

10. Bennett J.M. Developing intercultural competence: for International education faculty and staff // AIEA Conference. San Francisco, 2011. URL: http://www.pindex.com/ uploads/post_docs/1AnalyticICIIntercultu-ralCompetence(PINDEX-DOC-14711).pdf (accessed: 15.01.2019).

11. Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Национально-специфическое в межкультурной коммуникации // Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. С. 162-182.

12. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.

13. Павлова В.В., Фролова И.И. Культура речи. Тамбов, 2017.

14. Россиеведение / авт.-сост.: Е.В. Дубровина, Т.А. Дьякова, Ж.И. Жеребцова, И.Ю. Мизис, М.В. Холодкова, А.С. Щербак. Тамбов, 2017.


Рецензия

Для цитирования:


Жеребцова Ж.И., Павлова В.В., Фролова И.И., Мизис И.Ю. Лингводидактические основы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку как неродному (на примере Республики Дагестан). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(180):106-117. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-106-117

For citation:


Zherebtsova Zh.I., Pavlova V.V., Frolova I.I., Mizis I.Y. Linguodidactic fundamentals of intercultural competence development in teaching Russian as a non-native (on the example of the Republic of Dagestan). Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(180):106-117. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-106-117

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)