Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-75-84
Аннотация
Исследование моделей формирования социальных навыков в контексте обеспечения социального здоровья личности подростка является актуальным направлением теории и практики развития системы образования. Основные социальные навыки подростка формируются в системе образования. Современная школа является сложной системой, которая интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования подростков в освоении навыков разрешения конфликтов. Для понимания сущности программ, обеспечивающих формирование социальных навыков подростков, рассмотрен генезис подростковой конфликтности. В современных условиях важными причинами усиления конфликтности являются социальные проблемы, включая цифровизацию общества и активного применения Интернета, неопределенности социальных ситуаций и размытости идентичности подростков. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить три модели организации программ формирования навыков в разрешении конфликтов у подростков: профилактическую, воспитательную и сервисную, включая школьное консультирование. Выделены виды тренингов, знакомящих подростков со стратегиями поведения в конфликтной ситуации, как моделями выбора – «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», «избегание», а также стилями управления конфликтами. Дана характеристика двух групп (здоровые и нездоровые) способов разрешения конфликтов. Обоснована характеристика социального здоровья личности с учетом навыков освоения здоровыми способами решения конфликтов. Также приведены формы, этапы технологии и субъекты, организующие программы по освоению навыков решения конфликтов как основы социального здоровья личности подростка.
Об авторах
Н. В. ГарашкинаРоссия
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Р. М. Куличенко
Россия
Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Педагогического института
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. А. Акопянц
Россия
Акопянц Игорь Ашотович, аспирант, кафедра социальной работы
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172.
2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
3. Златина А.А. Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения // Academy. 2016. № 5 (8). C. 70-81.
4. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: межвуз. сб. науч. тр. М., 1986. С. 18-26.
5. Шишонина Н.В., Андреасян И.А. Формирование социальной зрелости подростка посредством конфликта // Innovation Science: сб. науч. тр. по материалам 1 Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2019. С. 52-54.
6. Маховых Ю.А. Коррекция выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-1. С. 47-50.
7. Масленникова А.А., Асташова Т.В. Организация психологической работы с подростками по профилактике конфликтов // Психологическая служба школы: реальность и перспективы: сб. материалов рег. науч.-практ. конф. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2018. С. 29-32.
8. Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90-93.
9. Заусенко И.В., Озерова Е.В. Поведение подростков в конфликте: стратегии и факторы их выбора // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 410-420.
10. Фирсова Е.С. Особенности поведения подростка в конфликте // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 2. С. 90-93.
11. Bonache H., Ramírez-Santana G., Gonzalez-Mendez R. Conflict resolution styles and teen dating violence // International journal of clinical and health psychology. 2019. № 16 (3). P. 276-286.
12. Marcoux P. Exploring Young Adult Conflict Management Skill Development. 2008. URL: https://ro.ecu. edu.au/theses_hons/1100 (accessed: 01.08.2019).
13. Гур А.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах // Аллея науки. 2017. № 16 (5). С. 210-213.
14. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 188-189.
15. Гурьянова И.В. Роль социального педагога в профилактике и регулировании подростковых конфликтов в образовательной организации // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево, 2017. С. 243-248.
16. Ошейко С.Н. Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. тр. 12 Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2018. С. 45-48.
17. Викторенко Е.Ю. Особенности поведения подростков в конфликтах в новой образовательной среде // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2018. С. 165-171.
18. Савинова Т.В., Савинова О.А. Развитие конструктивных способов разрешения конфликта подростков средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 187-191.
19. Culbreth J.R., Scarborough J.L. Role stress among practicing school counselors // Counselor Education and Supervision. 2005. № 45 (1). P. 58-72.
Рецензия
Для цитирования:
Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А. Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(184):75-84. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-75-84
For citation:
Garashkina N.V., Kulichenko R.M., Akopyanc I.A. Formation of conflict resolution skills as the basis of adolescent’s social health in the education system. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(184):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-75-84