Развитие способности к дифференцированию мышечных усилий при действиях с мячом в футболе у детей с легкой степенью умственной отсталости
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-154-165
Аннотация
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития способности к дифференцированию мышечных усилий у детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом.
Целью исследования явилось обоснование методики применения тренировочных устройств, обеспечивающих условия для развития способности к дифференцированию мышечных усилий у детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом.
Методы исследования: аналитический обзор научных источников, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. На занятиях с детьми использовались специальные тренировочные устройства, моделирующие выполнение технических действий с мячом в условиях противодействия внешним силам.
Результаты исследования: после педагогического эксперимента у детей экспериментальной группы величина ошибки в точности выполнения движений ногой до указанной отметки на «футбольном кинематометре» достоверно меньше, чем в контрольной группе. Установлено, что при выполнении равновесия в «Пробе Ромберга» и при жонглировании мяча у детей экспериментальной группы результаты достоверно больше, чем в контрольной группе (р < 0,05).
Заключение: применение специальных тренировочных устройств в технической подготовке детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости способствовало эффективному развитию способности к дифференцированию мышечных усилий и в целом координационных способностей.
Об авторах
М. А. ПравдовРоссия
Правдов Михаил Александрович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта.
153025, Иваново, ул. Ермака, 39
Д. М. Правдов
Россия
Правдов Дмитрий Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4
Ю. Б. Никифоров
Россия
Никифоров Юрий Борисович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин.
352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159
Список литературы
1. Агеев В.И. Техническая подготовка ведения мяча и удара по мячу с занимающимися футболом в группах начальной подготовки // Вестник научных конференций. 2020. № 11-1 (63). С. 8-10. https://elibrary.ru/qvuzln
2. Бобровский Е.А., Володин А.В. «Чувство мяча» и его развитие у юных футболистов в учебнотренировочном процессе // Теория и практика персонализации физического воспитания. 2014. № 1. С. 14-16. URL: http://tppfv.esrae.ru/pdf/2014/1/105.doc
3. Ведерникова И.В., Карась Т.Ю. Особенности развития двигательно-координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. С. 51-59. https://elibrary.ru/ysrtbz
4. Костюнина Л.И., Дугуфана Б., Николаев Д.С. Развитие ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 59-61. https://elibrary.ru/ufekzd
5. Аль Рубайе Н.Х.А., Правдов М.А. Развитие способности к дифференцированию мышечных усилий и формирование «чувства мяча» у футболистов на основе применения тренажерных устройств // Научный поиск. 2015. № 3.4. С. 66-68. https://elibrary.ru/uzggwf
6. Правдов М.А., Шамуратов С.Ф., Правдов Д.М. Модель формирования двигательных умений и навыков у детей с легкой умственной отсталостью на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий // Научный поиск. 2017. № 4. С. 49-52. https://elibrary.ru/lbmrpn
7. Правдов М.А., Правдов Д.М., Корнев А.В. Формирование трудовых операций с предметами у детей с легкой степенью умственной отсталости на основе развития способности дифференцировать мышечные усилия // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 2 (40). С. 22-28. https://elibrary.ru/ctglzv
8. Шамуратов С.Ф., Правдов М.А., Правдов Д.М. Содержание занятий по развитию способности к дифференцированию мышечных усилий у детей с легкой степенью умственной отсталости // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 10-1. С. 219-231. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-10-219-231, https://elibrary.ru/ypcyos
9. Коротцова Е.П., Правдов М.А. Социальная адаптация детей с синдромом Дауна средствами игры в футбол // Научный поиск. 2019. № 2. С. 60-62. https://elibrary.ru/afrhxf
10. Коротцова Е.П., Махов А.С., Антонов А.А. Системно-интеграционная модель развития минифутбола для людей с синдромом Дауна во Владимирской области // Адаптивная физическая культура. 2022. Т. 91. № 3. С. 44-49. https://elibrary.ru/ewpssy
11. Правдов Д.М., Правдов М.А., Корнев А.В., Никифоров Ю.Б. Технология развития точности двигательных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 61-63. https://elibrary.ru/xtoruh
12. Снесарь Н.Н., Пономарев В.В. Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 6. С. 70. https://elibrary.ru/pvhkgz
13. Примак И.С., Кондратьева Ю.А. Формирование кинестетической чувствительности как фактора технической подготовленности футболисток массовых разрядов // Физическая культура, спорт и здоровье. 2018. № 31. С. 127-130. https://elibrary.ru/xursqx
Рецензия
Для цитирования:
Правдов М.А., Правдов Д.М., Никифоров Ю.Б. Развитие способности к дифференцированию мышечных усилий при действиях с мячом в футболе у детей с легкой степенью умственной отсталости. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):154-165. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-154-165
For citation:
Pravdov M.A., Pravdov D.M., Nikiforov Yu.B. Development of the ability to differentiate muscle efforts in actions with the ball in football in children with mild mental retardation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):154-165. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-154-165